Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-82/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В целях сокращения негативного воздействия на водные объекты и повышения рациональности водопользования разделом III федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 (далее - ФЦП "Развитие ВХК"), предусмотрен механизм финансирования расходов по субсидированию процентных ставок по кредитам, привлекаемым организациями для осуществления инвестиций в проекты по строительству и модернизации комплексов очистных сооружений, а также по внедрению систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
Приложением N 12 к ФЦП "Развитие ВХК" установлены Правила предоставления из федерального бюджета российским организациям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений (далее - Правила), определяющие порядок и условия их предоставления.
В нарушение пункта 2 Правил Минприроды России были предоставлены субсидии в размере 99 793,4 тыс. рублей на проекты, не относящиеся к инвестиционным проектам по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений, а именно:
ООО "Воздушные ворота Северной Столицы" в размере 28 203,6 тыс. рублей - оператору аэропорта "Пулково" (г. Санкт-Петербург), реализующему строительный проект на ввод в эксплуатацию объектов первой очереди аэропорта "Пулково", предназначенных для увеличения его пропускной способности, и осуществляющему в том числе пусконаладочные работы по подключению объектов аэропорта к системам водоотведения и промливневым канализационным стокам;
ОАО "Волжская ТГК" (впоследствии ПАО "Т плюс") в размере 71 589,8 тыс. рублей на реконструкцию Ижевской ТЭЦ-1 и на строительство объекта, сопряженного с инженерной инфраструктурой, необходимой для обеспечения и нормального ее функционирования, Нижнетуринской ГРЭС.
Реализуемые проекты являются строительными и создание систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения не предусматривают.
2. В нарушение пункта 13 Правил Минприроды России с 2012 года не утверждены показатели эффективности проекта, на основании которых комиссией по предоставлению субсидий осуществляется отбор организаций для предоставления субсидий.
3. В нарушение части 3 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации в государственные задания федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - ФГБУ) "Складской комплекс БЭТА-74" и "Дирекция по обслуживанию служебных зданий Минприроды России", утвержденных Минприроды России, включены работы, в том числе участие в обеспечение мобилизационной подготовки Минприроды России, участие в организации проведения мероприятий по гражданской обороне, не установленные в Ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденном Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации 24 января 2014 года.
4. Минприроды России в нарушение требований пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - постановление от 30 сентября 2014 г. N 999) не внесло в Правительство Российской Федерации в срок до 1 января 2015 года проект нормативного правового акта о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (далее - ФЦП "Охрана озера Байкал"), являющиеся приложением N 5 к ФЦП "Охрана озера Байкал", в целях их приведения в соответствие с постановлением от 30 сентября 2014 г. N 999.
5. В нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания ФГБУ "Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса" (далее - ФГБУ "Центр развития ВХК") Минприроды России был установлен без учета затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
6. При предоставлении субсидий на выполнение государственного задания для ФГБУ "Центр развития ВХК" Минприроды России допустило направление средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной росписью Минприроды России на 2015 год, что указывает на наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств.
В соответствии с V разделом ФЦП "Развитие ВХК" ФГБУ "Центр развития ВХК" выполняет функции дирекции ФЦП "Развитие ВХК" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", и финансирование его деятельности осуществляется в рамках указанной программы по КБК 04 12 2869999 612, при этом расходы по КБК 04 12 2869999 611 не были предусмотрены.
Минприроды России 13 мая 2015 года утвердило государственное задание ФГБУ "Центр развития ВХК", финансовое обеспечение которого было определено в размере 3 165,0 тыс. рублей.
Однако бюджетной росписью Минприроды России на 2015 год ассигнования на финансовое обеспечение государственного задания ФГБУ "Центр развития ВХК" в рамках реализации ФЦП "Развитие ВХК" предусмотрены не были.
На работы государственного задания, связанные с обеспечением мероприятий ФЦП "Развитие ВХК", были предоставлены средства федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (по КБК 04 12 1250059 611).
7. Минприроды России не соблюдены требования законодательства по использованию средств федерального бюджета при реализации мероприятий по обеспечению федеральных органов исполнительной власти информационно-коммуникационными технологиями.
В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Минприроды России в отсутствие утвержденного плана информатизации были заключены и оплачены 26 государственных контрактов на реализацию мероприятий по информатизации на общую сумму 56 558,7 тыс. рублей.
8. Учетная политика Минприроды России, утвержденная приказом Минприроды России от 17 февраля 2011 г. N 37, сформирована на основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", утратившего силу с 1 января 2013 года, и не соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и разделу II приказа Минфина России от 6 октября 2008 г, N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету".
9. Единый план счетов бухгалтерского учета не приведен в соответствие с приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н".
10. В нарушение пункта 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49), устанавливающего порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организаций, в том числе организаций, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, Минприроды России не утверждало персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий.
11. В нарушение пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в Минприроды России внутренний финансовый аудит не осуществляется.
Структурное подразделение и (или) уполномоченные должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости, не определены.
12. Минприроды России в полной мере не соблюдены требования подпункта 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных ФГБУ по регистрации прав оперативного управления и пользования на объекты недвижимого имущества и земельные участки.
По состоянию на 31 декабря 2015 года в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФГБУ, отнесенными к ведению Минприроды России, не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 394 объекта недвижимости и права пользования на 1605 земельных участков.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минприроды России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) утвердить показатели эффективности проектов по отбору организаций для предоставления субсидий комиссией Минприроды России на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений в рамках реализации ФЦП "Развитие ВХК";
2) внести в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных ФЦП "Охрана озера Байкал", являющиеся приложением N 5 к ФЦП "Охрана озера Байкал", в целях их приведения в соответствие с постановлением от 30 сентября 2014 г. N 999;
3) привести Учетную политику Минприроды Росси в соответствие с действующим законодательством;
4) принять меры по обеспечению внутреннего финансового аудита структурными подразделениями и (или) должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости;
5) принять меры по осуществлению подведомственными организациями государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки;
6) провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б .-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-82/09-05
Текст представления официально опубликован не был