Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 104973-7 "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части полномочий судебных приставов по доставлению и задержанию лиц по делам об административных правонарушениях)",
внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, З.З. Байгускаровым, А.С. Грибовым, М.М. Бариевым, Л.Н. Тутовой, Ю.Н. Березуцким, В.В. Дзюбой, И.И. Гильмутдиновым, Р.М. Марданшиным, Н.Ю. Петруниным, В.Л. Евлановым, И.Х. Зиннуровым, А.Б. Выборным, Р.В. Кармазиной, М.В. Романовым, А.Н. Ткачевым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части уточнения полномочий по осуществлению доставления и административного задержания" направлен на совершенствование механизмов обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Авторами законодательной инициативой предлагается внести изменения в КоАП, предоставив судебным приставам-исполнителям полномочия по доставлению и задержанию лиц, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в связи с неуплатой ими без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей (статья 5.35.1 КоАП).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" судебные приставы были наделены полномочием по возбуждению дел в случае совершения указанного выше административного правонарушения. Однако при этом должностным лицам службы судебных приставов не были предоставлены полномочия по применению в отношении данных лиц таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание.
Отсутствие в настоящее время у судебных приставов возможности применить указанные меры на практике создает определенные сложности при оформлении протоколов об административном правонарушении, а также в обеспечении правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35.1 КоАП. Кроме того, судебные приставы, имея сегодня полномочия применять доставление и административное задержание при осуществлении производства по делам о других административных правонарушениях (статьи 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, части 1 и 4 статьи 20.25 КоАП), в случае со статьей 5.351 КоАП вынуждены обращаться за содействием в их применении к должностным лицам органов внутренних дел.
Необходимость в урегулировании обозначенной авторами законодательной инициативы представляется особо актуальной с учетом того, что ненадлежащее и несвоевременное привлечение лица, уклоняющегося от уплаты алиментов, к административной ответственности по статьей 5.35.1 КоАП не позволяет применять к злостным неплательщикам средств на содержание детей и родителей мер уголовного принуждения (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Комитет полагает, что предлагаемые законопроектом положения позволят повысить эффективность защиты предоставленных законом прав несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц на получение алиментов, оптимизировать работу службы судебных приставов по исполнению соответствующих судебных и иных юрисдикционных актов, в связи с чем поддерживает концепцию данной законодательной инициативы.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 104973-7 "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий по осуществлению доставления и административного задержания" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.