Досье на проект федерального закона
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" нормами, предусматривающими предоставление мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты детям, постоянно проживающим в границах зон радиоактивного загрязнения, без учета продолжительности их проживания на этих территориях в случае, если они родились за пределами зон радиоактивного загрязнения, а их родители (один из родителей) прожили необходимый период времени перед рождением ребенка на "загрязненной" территории и продолжают постоянно проживать в этих зонах совместно с ребенком после его рождения. Действие предусмотренных законопроектом изменений предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
Из пояснительной записки следует, что в правоприменительной практике возникают ситуации, когда в населенном пункте, расположенном в зоне радиоактивного загрязнения, отсутствуют родильные учреждения и граждане, постоянно проживающие на данной территории, вынуждены обращаться за услугами родовспоможения в родильные учреждения, находящиеся на "чистой" территории. Неукоснительно следуя действующей норме Закона, реализовать право на меры социальной поддержки и ежемесячную денежную выплату детям в подобных ситуациях, даже если ребенок родился на "чистой" территории и продолжает после рождения постоянно проживать совместно с родителями (одним из родителей) в "загрязненных" зонах, не представляется возможным.
Согласно новой редакции статьи 4 Закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8 - 10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5 - 7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей, родившихся в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом), а меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей, родившихся в данных зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:
1) в зоне отселения - не менее 1 года;
2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;
3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Аналогичный порядок установлен и для предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27.1 настоящего Закона.
Таким образом, согласно действующему законодательству предоставление мер социальной поддержки детям, родившимся в границах зон радиоактивного загрязнения, осуществляется вне зависимости от продолжительности проживания родителей на указанных территориях.
Вместе с тем законопроектом предлагается при принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки детям, родившимся за границами зон радиоактивного загрязнения, учитывать продолжительность проживания родителей на "загрязненных" территориях.
Отмечая актуальность и обоснованность предложенных законопроектом норм, Комитет считает необходимым обеспечить равенство правового положения детей, проживающих на "загрязненных" территориях, при предоставлении им мер социальной поддержки, вне зависимости от фактического их места рождения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту средства на его реализацию в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год предусматриваются в общем объеме, выделяемом на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, в связи с чем выделения дополнительных средств на цели, предусматриваемые проектом федерального закона, не потребуется.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы к тексту законопроекта замечаний концептуального характера не имеется.
Концепция законопроекта была поддержана Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Счетной палатой Российской Федерации.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 115547-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.