Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Основной задачей, которую призван решить указанный законопроект является "усиление правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". С этой целью в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) вводится новое понятие и субъект правоотношений - "агрегатор товаров (услуг)", за которым предусматривается закрепить определенный объем обязательств и требований к деятельности данного субъекта, а также устанавливается соответствующая ответственность.
Активно развивающийся в настоящее время рынок электронной торговли предлагает потребителю новые форматы взаимодействия, которые недостаточно урегулированы в правовом поле и несут в себе определенные риски для граждан-потребителей.
Законопроект устраняет имеющиеся правовые пробелы и формирует базовые правила для коммерческих участников Интернета, чья деятельность направлена на обеспечение спроса конечных потребителей.
Пунктом 1 ст. 1 законопроекта вводится новый термин "агрегатор товаров (услуг)" (далее - агрегатор), под которым понимается "организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении определенного товара (услуги) возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем) по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) непосредственно на банковский счет такой организации (индивидуального предпринимателя)".
Данный субъект вводится в отдельные статьи Закона на системно, а точечно, что приводит к неоднозначному толкованию и правоприменению правомочий данного субъекта в рамках действия Закона в целом. Представляется, что вводя в Закон самостоятельный субъект правоотношений, права и обязанности которого имеют некоторые особенности, тем не менее, его, как минимум, следует включить в абз. 1 преамбулы, которым определяются все субъекты регулируемых Законом правоотношений и в абз 2. п.2 ст. 1, на основании которого Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать правила, обязательные для субъектов правоотношений при заключении и исполнении публичных договоров.
Пунктом 2 ст. 1 законопроекта предлагается дополнить статью 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах (работах, услугах)" Закона новым положением, обязав уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя предоставлять потребителю информацию о подтверждении своих действий в интересах изготовителя (продавца). Данная новация не согласуется с наименованием статьи 8 Закона, поэтому следует либо согласовать наименование с содержанием статьи в предлагаемой редакции, либо дополнение исключить. Формулировка "действовать в интересах изготовителя (продавца)" может неоднозначно воспринимается. Буквально она означает, что при возникшем споре с потребителем, уполномоченная организация (индивидуальный предприниматель) будет действовать исключительно в интересах изготовителя (продавца) в ущерб интересов потребителя. Представляется, что данное предложение подлежит редакционной корректировке.
Следуя данному подходу, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель представлены самостоятельными субъектами во взаимоотношениях с потребителем, что, в большинстве своем, не правильно. Исходя из содержащегося в Законе определения уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, функциональный объем их деятельности вытекает из заключенного с продавцом (изготовителем) договора, которым они, собственно, и уполномочиваются на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, при этом, не являясь в этих отношениях самостоятельным субъектом.
Более того, уполномоченные организации (индивидуальные предприниматели) могут создаваться непосредственно изготовителем (продавцом) для установленных продавцом целей. Обращение потребителя в указанную продавцом (изготовителем) уполномоченную организацию (индивидуальному предпринимателю) всегда является следствием ранее приобретенного товара (работы) у этого продавца (изготовителя) и происходит это обращение при выявлении в товаре недостатка. Информация об уполномоченной организации (индивидуальном предпринимателе), куда в случае обнаружения в товаре недостатков следует обращаться, до потребителя доводится изготовителем (продавцом) при приобретении товара (работы) и заключении договора розничной купли-продажи. Если такая информация до потребителя не доводится, потребитель предъявляет свои требования непосредственно продавцу (изготовителю).
Следует также учитывать, что согласно требованиям п.2 ст. 10 Закона в объем предоставляемой в обязательном порядке потребителю информации о товарах (работах, услугах) включена информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. Норма с аналогичным требованием при продаже товара содержится также в п. 3 ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона.
Таким образом, вызывает сомнение целесообразность внесения предлагаемого п. 2 ст. 1 законопроекта дополнения в ст. 8 Закона.
Пунктом 3 ст. 1 законопроекта предлагается дополнить статью 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)" Закона новым п. 1.1, в соответствии с которым для уполномоченной изготовителем (продавцом) организации (индивидуального предпринимателя) и для агрегатора вводится обязанность доводить до сведения потребителя информацию "о себе и изготовителе (продавце) (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя". При этом, агрегатор вправе довести эту информацию, разместив на своем сайте в сети Интернет ссылку на сайт изготовителя (продавца, исполнителя).
Следует отметить, что содержание статьи 9 Закона в предлагаемой законопроектом редакции не соотносится с наименованием данной статьи и приводит к внутренним противоречиям, поэтому наименование и содержание статьи необходимо согласовать.
Подлежит дополнительному обсуждению различный объем информации, доводимый до потребителя об изготовителе (исполнителе, продавце) на основании п. 1 ст. 9 Закона и предусматриваемый новым п. 1.1, где уполномоченная организация (уполномоченный индивидуальный предприниматель), помимо прочего, должны предоставлять информацию о "государственном номере записи о создании юридического лица (государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя)" как о себе, так и об изготовителе (исполнителе, продавце). На каком основании информацию о государственном номере регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) вменяется предоставлять уполномоченной организации (индивидуальному предпринимателю), а не самому изготовителю (исполнителю, продавцу), а также на каком основании уполномоченная организация (индивидуальный предприниматель) во взаимоотношениях с потребителем выступают как самостоятельный хозяйствующий субъект.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона в требующих специального разрешения видах деятельности изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя доводится номер лицензии или номер свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия и кем выдан разрешительный документ. Будет ли в контексте новой редакции ст. 9 распространяться данное требование на уполномоченную организацию (индивидуального предпринимателя), если их деятельность также предполагает лицензирование или аккредитацию.
Пунктом 4 ст. 1 законопроекта статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона дополняется пп. 2.1-2.4.
Следует отметить, что в наименовании статьи 12 Закона речь идет об ответственности за ненадлежащую информацию о товарах (работах, услугах), тогда как новым пунктом 2.1 предлагается ввести ответственность агрегатора, в том числе за ненадлежащую информацию о продавце (исполнителе, изготовителе, импортере). Подобная формулировка приводит к внутренним противоречиям данной статьи.
Новый п. 2.1 об ответственности агрегатора за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной информации, требует редакционного уточнения, поскольку обязанности у агрегатора о предоставлении информации о товаре (услуге) исходя из действующей статьи 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона не возникает. Соответственно, в законопроекте следует уточнить основания возникновения обязанности, возникающей у агрегатора по предоставлению потребителю информации о товаре (услуге), а также, принимая во внимание предлагаемое законопроектом определение агрегатора, - об изготовителе и импортере.
Предлагаемый новым п. 2.2 10-дневный срок, в течение которого агрегатор обязан возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), следует дополнительно обсудить и уточнить с учетом анализа правоприменительный практики в области расчетов и приема платежей от физических лиц в сети Интернет, а также с учетом общественного мнения, критично высказываемого в настоящее время представителями коммерческих электронных площадок.
Обращаем внимание, что законопроект в целом нуждается в редакционной доработке, согласовании и упорядочении прав и обязанностей всех субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих товары (работы, услуги) потребителю и, прежде всего, в отношении уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, выступающих в отдельных положениях законопроекта самостоятельными от продавца (изготовителя) хозяйствующими субъектами во взаимоотношениях с потребителем.
С юридико-технической точки зрения следует рассмотреть возможность выделения всех предлагаемых законопроектом предложений в самостоятельную статью, например, 26.1.1, закрепив особенности осуществляется деятельности агрегаторов во взаимоотношении с потребителем, в том числе отличающиеся от дистанционного способа продажи товара
Кроме этого, подлежит обсуждению возможность распространения термина агрегатор товаров (услуг) на "работы" - агрегатор товаров (работ, услуг). В сети Интернет активно функционируют использующие электронную площадку организации, предлагающие выбор специалистов в сфере строительства, ремонта и т.д. Поэтому, если подобные организации будут подпадать под содержащийся в законопроекте термин "агрегатор", то их деятельность также должна соответствовать правовым требованиям в сфере защиты прав потребителей.
Использование Интернет-пространства обеспечивает быстрый рост электронной торговли. Его преимущества привлекают предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность с минимальными затратами и имеют возможность предоставлять потребителям оперативный доступ к большому перечню информации и к широкому ассортименту товаров (работ, услуг). Законопроект укрепляет правовые гарантии и обеспечивает безопасность потребителям, приобретающим товары в Интернете.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству концептуально поддерживает проект федерального закона N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет), внесенный Правительством Российской Федерации, и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.