1. Неисполнение предписания контролирующего органа влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика, в чьи обязанности входило обеспечение исполнения ненормативного правового акта контролирующего органа.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Строительство и создание федерального центра подготовки по зимним видам спорта. 5-й этап. Общежитие гостиничного типа на 250 мест для проживания спортсменов (далее - Конкурс).
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения от 13.04.2016 по делу N ВП-170/16, принятого Комиссией по итогам рассмотрения обращения ООО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного унитарного предприятия "дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик), при проведении Конкурса, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), было выдано предписание по делу N ВП-170/16 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), согласно которому Заказчик должен был составить и разместить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, протокол рассмотрения и оценки заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии по делу от 13.04.2016 по делу N ВП-170/16 до 28.04.2016.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностным лицом ФАС России установлено, что, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Предписание Заказчиком исполнено не было.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 19.5 КоАП, за невыполнение должностным лицом заказчика в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.04.2017 г. по делу N ВП-170/16/АК214-17)
2. Заказчик обязан дать ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений документации о закупке и разместить его в ЕИС.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку красок и растворителей (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из материалов настоящего дела, установлено, что при проведении Аукциона поступило 3 запроса о разъяснении положений документации об Аукционе, а именно: 1) 13.05.2016 в 13:56; 2) 13.05.2016 в 15:54; 3) 16.05.2016 в 18:08.
Установлено, что на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе от 13.05.2016 в 15:54, 16.05.2016 в 18:08 Заказчиком опубликованы ответы запросов о разъяснении положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, установлено, что 13.05.2016 в 13.56 от ООО "И" поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, содержащий следующее: "1. Пунктом 3.4 проекта контракта предусмотрено: 3.4. Одновременно с подписанием настоящего Контракта Стороны обязаны подписать График поставки и все Приложения, являющиеся его неотъемлемой частью. Однако, в техническом задании указано, что поставка товара осуществляется в течение 3 дней с момента поступления заявки от Заказчика. Просим дать разъяснение, каким образом осуществляется поставка товара, по графику поставки, подписываемому при подписании контракта или все-таки в течение 3-х дней с момента подачи заявки на поставку? В случае если поставка осуществляется по заявкам, то просьба исключить график поставки и п.3.4 из проекта контракта. Если поставка осуществляется по графику, то просьба предоставить заполненный график поставки. В любом случае просим устранить противоречия в проекте контракта и в документации".
Вместе с тем, исходя из материалов настоящего дела установлено, что Заказчиком не размещен в ЕИС ответ на запрос о разъяснении положений документации поступивший 13.05.2016 в 13.56.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего разъяснения положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП, за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.04.2017 г. по делу N ВП-278/16/АК248-17)
3. Нарушение должностным лицом заказчика срока размещения протокола подведения итогов влечет привлечение к административной ответственности.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Протокол подведения итогов Аукциона от 23.06.2016 N 057 (далее - Протокол подведения итогов) размещен в ЕИС 28.06.2016.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего Протокол подведения итогов в срок, установленный Законом о контрактной системе, нарушают часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 7.30 КоАП, за нарушение срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, более чем на два рабочих дня, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2017 г. по делу N ВП-342/16/АК125-17)
4. В документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию по заполнению заявки.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности. (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования:
"Шкаф с монтажной панелью:
Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404
(AISI 316L);
Монтажные принадлежности ДКС для кабелей:
Соответствие нормам: ТУ 3449-009-47022248-2010".
Таким образом, положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям установленным действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2017 г. по делу N ВП-342/16/АК189-17)
5. Комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке организации в случае, если в документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в закупке.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку инструмента и инвентаря для нужд Заказчика (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2. несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.04.2016 N 017 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке представлена информация, не соответствующая требованиям документации об электронном Аукционе, а именно по позиции N 24 (Болторез).
Пунктом 1.2 Документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", ">", "", "", "<", "или", "либо", "/", участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение, если иное не следует из данной инструкции.
Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя сопровождается словами (словосочетаниями) "диапазон значений", "диапазон", "интервал значений", "интервал" (с учетом всех склонений), и при этом верхние и нижние значения диапазона (интервала) указаны через знаки "-", "_", или сопровождаются словами "от .. до .." соответственно, то такие значения не могут изменяться.
Исключения:
Значения показателей твердость индукционной закалки; устойчивость к действию нагретого прожигающего элемента; толщина разрезаемого металла, стали являются неконкретными, неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика.
В позиции N 24 приложения N 2 к документации об Аукционе установлено:
"Болторез должен быть предназначен для работы с проволокой, металлическими прутами и болтами, максимальный диаметр которых составляет до 8 мм".
Первой часть заявки участника закупки с порядковым номером заявки "2" содержит следующие сведения:
"Болторез предназначен для работы с проволокой, металлическими прутами и болтами, максимальный диаметр которых составляет до 8 мм".
Исходя из материалов дела следует что, болторез предназначен для резки проволоки, металлических прутов и болтов (то есть для резки металла, стали). В связи с чем участник закупки с порядковым номером заявки "2" указал неизменяемое значение показателя диаметра (толщины).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.04.2016 N 017 участнику закупки с порядковым номером заявки "7" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки с порядковым номером заявки "7" представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе, а именно по позициям N 1, N 5, N 34.
Кроме того, в приложении N 2 к документации об Аукционе установлено:
Позиция N 1 Тачка строительная: "Размер колеса: диаметр - не более 40 см, толщина - от 4 до 8 см".
Позиция N 5 Кирка-мотыга: "Длина кирко-мотыжной части должна быть от 440 мм до 520 мм".
Позиция N 34 Гвоздодер: "Диаметр прутка гвоздодера - от 25 до 30 мм".
Вместе с тем, заявка участника Аукциона под номером 7 содержит следующие сведения:
Позиция N 1 Тачка строительная: "Размер колеса: диаметр - 40 см, толщина - от 4 до 8 см".
Позиция N 5 Кирка-мотыга: "Длина кирко-мотыжной части должна быть от 440 мм до 520 мм".
Позиция N 34 Гвоздодер: "Диаметр прутка гвоздодера - от 25 до 30 мм".
В соответствии с пунктом 1.2 Документации об Аукционе установлено, что значения диапазона сопровождающиеся словами "от .. до .." не могут изменяться. Таким образом, следует что Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе участнику Аукциона под номером 7 в допуске к участию в Аукционе.
Учитывая изложенное, а также, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, позволяющая определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или неизменяемого показателя), Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам закупки с порядковыми номерами "1", "3", "4", "6" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.03.2017 г. по делу N К-603/16/АК132-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирован ряд административных дел в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
В частности, указано, что заказчик обязан дать ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений документации о закупке и разместить его в ЕИС.
Нарушение должностным лицом заказчика срока размещения протокола подведения итогов влечет административную ответственность.
В документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию по заполнению заявки.
Если такая инструкция отсутствует, то комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.