Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного протоколом от 31.03.2017 по делу N 223ФЗ-151/16/АК225-17 в отношении Б., по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
ПАО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений (далее - Конкурс).
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является "...право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений для нужд филиала ПАО. Состав работ (услуг) и поставки (детальный состав работ приведен в томе 2 ТЧКД):
- выполнение ПИР;
- разработка рабочей документации;
- разработка проектной документации;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- выполнение пуско-наладочных работ;
- поставка МТРиО;
- оформление земельно-правовых отношений;
- получение ИРД".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 проекта договора "...по Договору Подрядчик обязуется получить все необходимые положительные согласования и заключения, в том числе, но не ограничиваясь: природоохранных органов, органов ГО и ЧС, Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной экспертизы, эксплуатирующих организаций, собственников чьи интересы затрагиваются при реализации объекта и органов местного самоуправления".
Кроме того, пунктом 3.3 приложения к Документации "Задание на проектирование" установлены следующие этапы разработки документации:
"I этап - разработка, обоснование и согласование с ИА ПАО и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования основных технических решений (ОТР) по проектируемому объекту (в сроки, установленные соответствующим договором). Проектная организация обеспечивает предварительное согласование с филиалом ПАО.
II этап - разработка, согласование с филиалами ПАО и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования, и экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; разработка и согласование закупочной документации".
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также неправомерно объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, что противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в подпункте "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 2.3.1.3 чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить Договор, Участник Конкурса должен отвечать, в том числе, следующим требованиям:
- должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, иметь ресурсные возможности (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
- должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного проекта, аналогичного по выполняемым работам (услугам) на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика, в том числе выполнение работ по созданию внутренних энергосистем для энергоснабжения крупных промышленных предприятий (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
- при необходимости проведения инженерных изысканий - должен иметь в собственные либо привлеченные (арендуемые) МТР: специализированные технику, оборудование и инструменты для выполнения таких работ (подпункт 10 пункта 2.3.1.3 Документации).
Кроме того, пунктом 2.3.2.3 Документации установлено, что в подтверждение квалификации участник Конкурса представляет в составе заявки справку об опыте выполнения аналогичных договоров за последние 3 года по объемам работ, услуг и общей сумме договора.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, какими именно профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, ресурсными возможностями должен обладать участник Конкурса, чтобы претендовать на победу в Конкурсе, опыт выполнения каких работ будет приниматься Заказчиком в качестве аналогичных предмету Конкурса, а также какую специализированные технику, оборудование и инструменты должен иметь участник Конкурса при необходимости проведения инженерных изысканий.
При этом, пунктом 2.9.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:
- не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке;
- поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации отборочным критериям.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.5.1.2 Документации "Организатор Конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок".
Вместе с тем, Заказчиком не установлены дата начала дата окончания срока предоставления разъяснений участникам Конкурса.
Таким образом, не установление Заказчиком в Документации конкретных дат дачи разъяснений противоречит пункту нарушает требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Разделом 2.9.3 Документации установлены требования к оценочной стадии заявок на участие в Конкурсе.
Оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется по следующим критериям:
Наименование критериев оценки |
Весовой коэффициент |
|
| ||
1. Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) |
0,6 |
|
2. Квалификация и надежность Участника: |
0,4 |
|
Наличие МТРиО |
0,4 |
|
Наличие квалифицированных кадровых ресурсов |
0,4 |
|
Деловая репутация |
0,2 |
|
При этом установлен следующий порядок оценки по указанным критериям:
- "по подкритериям "Наличие МТРиО" и "Наличие квалифицированных кадровых ресурсов" оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости - с привлечением экспертов) на основании документов заявки Участника. Оценка "0" баллов присваивается, если кадровых и материально-технических ресурсов достаточно (в соответствии с установленными требованиями п. 2.3.1.3.) для выполнения работ. Оценка "1" балл присваивается, если привлекаемые ресурсы превышают установленные минимальные требования Заказчика";
- "по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность Участника" оценка производится следующим образом: В случае если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника) имеет прямое отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих прямое отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-5" баллов. В случае если Участник имеет опосредованное отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих опосредованное отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-3" балла, при этом указанный критерий применяется только в случае если отношение к офшорным зонам установлено в отношении юридических лиц, входящих в цепочку бенефициаров участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя). В случае, если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника), а также привлекаемые им соисполнители не имеют отношение (прямое либо опосредованное) к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "0" баллов";
- полученные оценки по каждому неценовому критерию, а также рейтинг по критерию стоимости заявки применяется для расчета интегральной оценки общей предпочтительности заявки участника. Данный показатель рассчитывается как сумма полученных балльных оценок с учетом их весовых коэффициентов
Ri = (K1 x V1) + (K2 x V2) + _.. + (Kz x Vz) + (Rsix Vs),
где:
Ri - общий рейтинг предпочтительности i-й заявки;
K1 - Kz - балльные оценки по критериям без учета весовых коэффициентов;
V1 - Vz - весовые коэффициенты соответствующих критериев;
Rsi - рейтинг i-й заявки по критерию стоимости;
Vs - весовой коэффициент по критерию стоимости.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку нарушена пропорциональность в количестве присваиваемых по указанным в Документации критериям.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, ответственным лицом Заказчика не исполнившим предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования к извещению о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, является Б. Таким образом, в действиях должностного лица - Б., выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП
Место совершения административного правонарушения: Москва.
Время совершения административного правонарушения: 08.04.2016.
Протокол по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-151/16/АК225-17 составлен 31.03.2017 должностным лицом ФАС России в отсутствии Б. В материалах дела имеются подтверждения надлежащего уведомления о месте и времени составления и подписания протокола по настоящему делу об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 223ФЗ-151/16/АК225-17 состоялось 07.04.2017 в отсутствие Б. В материалах дела имеются подтверждения надлежащего уведомления о назначении места и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии в действиях Б. нарушения пункта 3 части 9, пунктов 1, 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к документации о закупке товаров, работ, услуг по вышеизложенным обстоятельствам.
Тем самым, Б. совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП. Таким образом, вина Б. состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о закупках.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о закупках требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.
Вина Б. в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.
Обстоятельств свидетельствующих о малозначительности совершенного Б. административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность совершенного Б. административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлено.
Таким образом, в действиях Б., выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию Документации, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание указанное, должностное лицо уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу о назначении Б. административного наказания в виде штрафа в размере двух тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 29.9 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях Б., выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о Закупке, нарушение пункта 3 части 9, пунктов 1, 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. За несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, частью 7 статьи 7.32.3 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
3. Наложить на Б. штраф в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России)
КБК 16111602010016000140
ОКТМО 45380000
Банк получателя Операционный департамент Банка России г. Москва 701
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте sharova@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N 223ФЗ-151/16/АК225-17 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был