Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. N 03-05-05-01/23994
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении офисов и сообщает.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса, Такие здания (строений, сооружения) включаются субъектом Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости (далее - Перечень).
В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), то указанные в пункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении), включаются в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного пунктом 5 статьи 378.2 Кодекса, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 8 статьи 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (включая размещение офисов) определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации (Апелляционное определение от 16.02.2017 N 5-АПГ16-116), удовлетворяя заявленные требования акционерного общества о неправомерности включения в Перечень нежилого здания, используемого для размещения административного персонала (заводоуправления) и объектов хозяйственного назначения, указал на то, что "использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.".
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ установлены особенности определения базы по налогу на имущество в отношении административно-деловых и торговых центров, отдельных видов нежилых помещений.
Подобные здания (строения, сооружения) включаются регионом в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости.
В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения) и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
Верховный Суд РФ (апелляционное определение от 16 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-116) отметил, что использование здания или его части для размещения офисов подразумевает ведение в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. N 03-05-05-01/23994
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2017 г., N 6