Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 мая 2017 г. N 5.1-01/1190
на проект федерального закона N 1135461-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 26 мая 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 июля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 24 и 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (N 1135461-6).
Проект Федерального закона был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 года N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе". Указанным Постановлением взаимосвязанные положения части 2 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в системе действующего нормативного регулирования в истолковании, придаваемом правоприменительной практикой, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу неопределенности действующего нормативного регулирования эти положения позволяют привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации имеющего действующее разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина - в случае, если он при выезде из Российской Федерации предъявил данное разрешение и визу, по которой осуществлял въезд в Российскую Федерацию и срок действия которой истек, подтверждающие законность его въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, - на одном лишь формальном основании отсутствия у него визы с неистекшим сроком действия, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через Государственную границу Российской Федерации на выезд.
Федеральным законом (статья 1) статья 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дополняется новой частью третьей, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица.
Согласно новой части десятой статьи 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации будет выдаваться иностранному гражданину или лицу без гражданства на срок до четырех месяцев при наличии решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче этому иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В новой редакции статьи 25.8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определяется, что виза временно проживающего лица выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при выдаче этим иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации на срок действия указанного разрешения (по действующему порядку виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца, а затем продлевается при получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации).
Также статьей 1 Федерального закона вносятся изменения редакционного характера в статьи 6, 24, 25.1 и 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Статьей 2 Федерального закона пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающий, что Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание, дополняется новым абзацем, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации наделяется также полномочием по утверждению правил определения и распределения квоты на выдачу иностранных гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и "г" (порядок деятельности федеральных исполнительных органов власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением его статьи 2, которая вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 10 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.