Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 83801-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей),
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 83801-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Проектом предлагается внести изменение в пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не ранее чем через два года шесть месяцев со дня заключения договора найма специализированного жилого помещения, срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен.
По мнению авторов проекта, такое решение орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сможет принять в случае высокой степени социализации лица, которому предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
По мнению Комитета, возможность сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, имеющих высокую степень социализации, (учитывающая возраст, уровень постинтернатной социальной адаптации (трудовая занятость, состояние в браке, факты привлечения к административной и уголовной ответственности и т.д.), психофизиологическое состояние гражданина (состояние на учете в медицинских учреждениях, наличие заболевания, препятствующего возможности отдельного проживания и т.д.) в целом заслуживает внимания.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящий момент в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1. В этой связи, необходимо обратить внимание на причины, побудившие законодателя ввести в 2013 году для указанной категории граждан специальный правовой механизм пользования жилыми помещениями из состава государственного или муниципального жилищного фонда.
Действительно, в отдельных случаях лица из данной категории граждан достигают высокой степени социализации. Однако, к сожалению, такие лица являются скорее исключением из общего правила, так как значительная часть указанных граждан имеет затруднения с адекватной оценкой складывающихся жизненных обстоятельств и умением преодолевать их. Именно, исходя из этого, законодателем и был установлен специальный порядок обеспечения жильем указанной категории граждан, направленный на исключение случаев криминального воздействия на данных лиц с целью завладения жилыми помещениями.
В этой связи, основным принципом (и назначением) создания этого жилищного фонда было наличие специального ограничения - 5 летнего (с возможностью продления срока найма еще на 5 лет) запрета на исключение такого жилого помещения из специализированного жилищного фонда и перевода в жилищный фонд социального найма, который в свою очередь и допускает приватизацию.
Таким образом, предлагаемое изменение недостаточно обосновано и вызывает серьезные сомнения.
2. Проектом предусмотрено, что такое решение орган публичной власти будет принимать в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что представленный проект непосредственно не содержит правовых оснований и условий, которые являлись бы "основой" для принятия такого решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - проектом лишь предусматривается право органа публичной власти принять такое решение по своему усмотрению.
Полагаем, что такое ничем не ограниченное полномочие, наоборот, создаст возможность для злоупотребления правом на местах и приведет не к положительным, а отрицательным результатам в социальной защите детей-сирот.
Таким образом, по мнению Комитета, идея проекта, исходя из предназначения самого механизма специализированного жилого фонда для детей-сирот, может быть реализована не в виде "права неограниченного усмотрения", но только в виде исключительного права, основания и условия которого должны быть изначально урегулированы в федеральном законе и не должны позволять вольно трактовать и исполнять это право.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает целесообразным предложить авторам законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст указанного проекта федерального закона до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.