Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 мая 2017 г. N 5.1-01/1182
по проекту федерального закона N 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению",
принятому Государственной Думой 26 мая 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, О.В. Окуневой, В.П. Водолацким и другими, членами Совета Федерации Е.В. Бибиковой, И.А. Гехт, О.М. Белоконь, Н.Н. Болтенко, А.В. Беляковым, О.Ф. Ковитиди 9 марта 2017 года (N 118634-7).
Федеральный закон направлен на создание мер, способствующих предотвращению самоубийств среди несовершеннолетних, а также противодействие различным формам содействия суицидам. В этих целях соответствующие изменения вносятся в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Федеральным законом вносятся изменения в статью 110 ("Доведение до самоубийства") УК РФ с целью усиления наказания за совершение указанного преступления. Так, за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего максимальное наказание в виде лишения свободы увеличивается сроком с пяти до шести лет с установлением нижнего предела наказания сроком от двух лет.
Более того, статья 110 УК РФ дополняется новыми квалифицирующими признаками, предусматривающими повышенную ответственность за доведение до самоубийства:
несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;
в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
в отношении двух или более лиц;
совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет"), Федеральный закон дополняет УК РФ новыми составами преступлений, предусматривающих ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1), вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (статья 151.2).
Кроме того, новая статья 110.2 УК РФ предусматривает ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства. Примечанием статьи 110.2 УК РФ предусматривается механизм освобождения от уголовной ответственности в случаях добровольного отказа от противоправной деятельности и способствования раскрытию преступлений данной категории.
Предварительное расследование по новым составам преступлений отнесено к производству следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации (уголовное законодательство, процессуальное законодательство) находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона не нарушена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 10 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункиной, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.