Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 29805-7 "О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации"
(в части приведения в соответствие с терминологией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
внесен депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 29805-7 в целях устранения терминологического разногласия предлагается заменить используемый в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) термин "административный проступок" термином "административное правонарушение", используемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Соответствующие изменения вносятся в часть третью статьи 242 и пункт 6 части первой статьи 243 ТК РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он "...направлен на недопущения известных практике случаев произвольного возложения полной материальной ответственности на работника за совершение действий, не являющихся административным правонарушением", а также указывается на злоупотребление работодателем правом возложения полной материальной ответственности на работника, совершившего нарушения, за которые не установлена материальная ответственность, вследствие расширительного толкования правоприменителем понятия "административный проступок", содержащегося в действующем трудовом законодательстве.
Трудовое законодательство возлагает на работника материальную ответственность за причиненный работодателю ущерб. В силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).
Перечень случаев полной материальной ответственности работников приведен в статье 243 ТК РФ. Одним из них является причинение работником ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.
Однако законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит понятия "административный проступок". В соответствии со статьей 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предусмотренное законопроектом приведение терминологического аппарата ТК РФ в соответствие с терминологией, используемой КоАП, устранит имеющееся противоречие, позволит обеспечить единообразное истолкование и применение соответствующих норм ТК РФ и исключить необоснованное возложение полной материальной ответственности на работника за совершение действий, не являющихся административным правонарушением.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 15 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по рассматриваемому законопроекту сообщает об отсутствии замечаний концептуального характера.
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, отмечая в своем отзыве, что "_с целью приведения в соответствие норм ТК РФ, представляется необходимым в пункте 6 части 1 статьи 243 ТК РФ слова "государственным органом" заменить словами "судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела, не являющиеся административным правонарушением".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает рассматриваемый законопроект.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, по рассматриваемому законопроекту не имеет замечаний и предложений.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 29805-7 "О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.