Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 мая 2017 г. N 5.1/01/1175
на проект федерального закона N 92912-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях", принятому Государственной Думой 24 мая 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.В. Белых, Н.Т. Антошкиным, И.М. Тетериным 2 февраля 2017 года (законопроект N 92912-7).
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", связанные с регулированием встреч депутатов всех уровней с избирателями.
Так, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (статья 1), встречи депутата Государственной Думы с избирателями в целях информирования о своей деятельности проводятся в пределах территории; определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 названного Федерального закона (депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов, то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации; фракция вправе дополнительно определить такому депутату, а также депутату, входившему в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, для поддержания связи с избирателями субъект (субъекты) Российской Федерации, не охваченный (не охваченные) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, при этом число субъектов Российской Федерации, в которых депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями, не может быть более трех; депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа).
Такие встречи проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях (данный термин законодательно не определен и употребляется только в подзаконных актах) при условии, что их проведение не повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах с избирателями не требуется, При этом депутат Государственной Думы вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, и порядок их предоставления.
Статьей 1 Федерального закона также предусматривается, что воспрепятствование организации или проведению встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, проводимых в соответствии с Федеральным законом, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сходными положениями применительно к встречам с избирателями депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов местного самоуправления дополняются соответственно Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 2 и 3 Федерального закона). При этом в отношении встреч депутатов названных уровней с избирателями на внутридворовых территориях предусмотрены дополнительные требования - они могут проводиться при условии, что не повлекут создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В названные федеральные законы вносятся положения (статьи 1, 2, 3 Федерального закона), в соответствии с которыми проведение встреч соответствующего депутата с избирателями в форме публичных мероприятий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Воспрепятствование организации или проведению таких встреч повлечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, определение целей публичного мероприятия (данная норма является составной частью понятия "публичное мероприятие", определяемого пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") дополняется целью информирования избирателей о деятельности депутата при его встрече с избирателями (статья 4 Федерального закона).
При этом Федеральный закон предусматривает только два изъятия из правового регулирования публичных мероприятий в отношении встреч избирателей с депутатами: возможность депутату - организатору мероприятия не иметь отличительный знак и возможность подать уведомление о проведении мероприятия в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия (общий порядок - 15 и 10 дней соответственно).
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина) и "г" (установление порядка деятельности органов законодательной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 8 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Федорову, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.