Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 307 Кодекса установлено, что доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству, признаются объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящимися к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащими обложению налогом.
Согласно пункту 6 статьи 307 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 284 Кодекса, за исключением доходов, перечисленных в подпунктах 1, 2, абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса. Указанные доходы, относящиеся к постоянному представительству, облагаются налогом отдельно от других доходов по ставкам, установленным подпунктом 3 пункта 3 и пунктом 4 статьи 284 Кодекса.
Ставка, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса, применяется к доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме, и составляет 15%.
Таким образом, Кодексом возможность налогообложения дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной компании по ставке 0% (согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса) не предусмотрена.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В случае применения положений международных договоров необходимо учитывать положения статьи 7 и статьи 312 НК РФ.
Так, между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение).
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10% или 5% от общей суммы дивидендов при выполнении установленных условий.
При этом согласно положениям пункта 4 статьи 10 Соглашения, положения пунктов 1 и 2 статьи 10 Соглашения не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, будучи резидентом одного договаривающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, через расположенное там постоянное представительство, или оказывает в этом другом государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и дивиденды относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или 15 Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
При этом соглашение содержит статью 24 "Недискриминация", согласно пункту 2 которой налогообложение постоянного представительства, которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, не должно быть менее благоприятным в этом другом государстве, чем налогообложение предприятия этого другого государства, осуществляющего аналогичную деятельность.
Следует учитывать, что международные соглашения об избежании двойного налогообложения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Модельная конвенция ОЭСР), таким образом, при возникновении противоречий в толковании положений международных соглашений, следует обращаться к официальным комментариям к ней, содержащих толкование ее положений.
Так, в соответствии с комментариями к статье 24 "Недискриминация" Модельной конвенции ОЭСР цель положения о налогообложении постоянного представительства по не менее благоприятным условиям, чем налогообложение предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность, состоит в том, чтобы исключить дискриминацию в рассмотрении постоянного представительства в сравнении с предприятиями - резидентами, относящимися к одним и тем же отраслям деятельности, в отношении налогов, имеющих отношение к производственной (коммерческой) деятельности, а именно в отношении налогов на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.
В случае если отсутствуют основания рассматривать выплачиваемые российской организацией доходы в виде дивидендов как относящиеся к доходам постоянного представительства в Российской Федерации, то при налогообложении доходов в виде дивидендов кипрской организации могут применяться положения пунктов 1, 2 статьи 10 Соглашения.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, что не предусмотрена возможность налогообложения дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной компании по нулевой ставке налога на прибыль. В отдельных случаях следует руководствоваться международными договорами об избежании двойного налогообложения. Один из них заключен между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр.
Так, дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другой страны, могут облагаться налогом в последней.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10% или 5% от общей суммы дивидендов при выполнении установленных условий.
Соглашение содержит положения о недискриминации, согласно которым налогообложение постоянного представительства, которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, не должно быть менее благоприятным в этом другом государстве, чем налогообложение предприятия этого другого государства, осуществляющего аналогичную деятельность.
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в России.
Если отсутствуют основания рассматривать доходы в виде дивидендов как относящиеся к доходам постоянного представительства в России, то при налогообложении могут применяться вышеуказанные положения соглашения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 31 мая 2017 г. N СД-4-3/10311@ "О разъяснении налогового законодательства"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 июня 2017 г. N 25