Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 марта 2017 г. N 34 "О дополнительных мерах по повышению эффективности вакцинопрофилактики населения"

 

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике инфекций, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, предупреждения групповой заболеваемости при организации и проведении массовых спортивных и культурных мероприятий, в том числе международных, на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст. 4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3447; N 30 (ч.1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. 1) ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. 1), ст. 4334, ст. 4359; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160; N 27 (ч. 2), ст. 4238 и в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7589, 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6688; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 48, N 14, ст. 2008, постановляю:

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Обеспечить своевременную иммунизацию всех контингентов, подлежащих прививкам в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

1.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы организации вакцинопрофилактики населения, в том числе кочующего населения, вынужденных переселенцев, мигрантов, достижения и поддержания не менее 95% охвата прививками населения в декретированных возрастах в рамках национального календаря профилактических прививок; иммунизации населения и групп высокого риска инфицирования в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; обеспечения безопасных условий проведения иммунизации; функционирования "холодовой цепи" на всех ее уровнях.

1.3. Разработать дополнительные меры, принять региональные программы (планы) или откорректировать существующие по достижению и поддержанию не менее 95% охватов населения прививками в декретированных возрастах и группах риска с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах Российской Федерации, а также по укреплению "холодовой цепи".

1.4. Рассмотреть вопрос о ходе выполнения региональной программы элиминации кори и краснухи в субъектах Российской Федерации (2016-2020 гг.) в целях подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, с принятием, при необходимости, дополнительных мер.

1.5. Предусмотреть выделение финансовых средств на закупку:

- иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП) для иммунизации населения по эпидемическим показаниям с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации и численностью групп риска, подлежащих иммунизации;

- холодильного оборудования для плановой замены устаревшего оборудования на всех уровнях "холодовой цепи" для хранения и транспортирования ИЛП в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Принять меры по разработке программы информирования населения по вопросам и пропаганде вакцинопрофилактики.

2.2. Организовать взаимодействие с образовательными организациями высшего и среднего медицинского образования по воспитанию в студентах-медиках приверженности вакцинопрофилактике.

2.3. Обеспечивать выполнение программы целевой подготовки по вопросам организации вакцинопрофилактики педиатрических кадров для повышения укомплектованности педиатрических участков.

2.4. Проработать вопрос о внедрении электронного учета профилактических прививок населению.

2.5. Принять дополнительные меры для обеспечения своевременных поставок в субъекты Российской Федерации иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

3.1. Принять дополнительные меры по достижению в 2017 году и далее - ежегодному поддержанию высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками населения в декретированных возрастах в рамках национального календаря профилактических прививок.

3.2. Уточнить численность и принять меры по обеспечению иммунизацией лиц из групп риска, подлежащих иммунизации в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (с учетом текущей санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноза эпидситуации).

3.3. Установить контроль за полнотой и качеством проведения переписи детского и взрослого населения, представлением медицинскими организациями достоверных данных по учету и отчетности об охватах прививками населения для заполнения федеральных государственных статистических форм.

3.4. Принять дополнительные меры по обеспечению ежегодного качественного планирования профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом анализа состояния иммунизации населения и санитарно-эпидемиологической обстановки.

3.5. Активизировать работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов от профилактических прививок в медицинских организациях с регулярным заслушиванием результатов и оценкой эффективности их работы.

3.6. Организовать систематическое обучение медицинских работников по вопросам организации вакцинопрофилактики инфекционных болезней, безопасного сбора и уничтожения медицинских отходов при иммунизации, соблюдения надлежащих условий хранения и транспортирования ИЛП в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

3.7. При планировании иммунизации населения против гриппа в преддверии эпидсезона гриппа и ОРВИ предусмотреть охват прививками населения не менее 40%.

3.8. Принять исчерпывающие меры по недопущению применения живой оральной вакцины против полиомиелита для двух первых аппликаций в рамках национального календаря профилактических прививок.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

4.1. Уточнить численность групп риска и провести расчет потребности в ИЛП для их иммунизации и иммунизации населения по эпидемическим показаниям; данные представить в высшие исполнительные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку ИЛП.

4.2. Провести ревизию имеющегося холодильного оборудования на всех уровнях "холодовой цепи", по результатам - составить план ее модернизации с заменой устаревшего и приобретения недостающего холодильного оборудования, приборов контроля температуры. План представить на рассмотрение высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

4.3. Установить контроль за движением, расходованием, остатками ИЛП, провести анализ причин списывания препаратов. Обеспечить контроль за соблюдением "холодовой цепи" на всех уровнях и при транспортировке ИЛП.

4.4. Разработать комплекс мер по работе с населением с привлечением средств массовой информации по пропаганде преимуществ вакцинопрофилактики и активному противодействию антивакцинальным выступлениям.

4.5. Проводить регулярный анализ хода реализации региональных планов по выполнению Программы элиминации кори и краснухи в субъекте Российской Федерации (2016 - 2020 гг.), обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства Российской Федерации.

4.6. Организовать и ежегодно проводить серологические исследования напряженности иммунитета населения к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, организовать изучение популяционного иммунитета населения.

5. Руководителям медицинских организаций, осуществляющих вакцинопрофилактику, рекомендовать:

5.1. Назначить должностных лиц, ответственных за организацию иммунопрофилактики, за реализацию "холодовой цепи", за сбор и обезвреживание медицинских отходов.

5.2. Обеспечить:

5.2.1. Разработку для должностных лиц, участвующих в проведении иммунопрофилактики, должностных инструкций с четким определением обязанностей.

5.2.2. Наличие в медицинской организации полного комплекта документов, регламентирующих проведение работы по иммунопрофилактике.

5.2.3. Организацию семинаров по всем разделам иммунопрофилактики инфекционных болезней с ежегодным контролем знаний медицинского персонала и аттестацией.

5.2.4. Проведение первичного инструктажа по нормативным и методическим документам, инструкциям по применению ИЛП, вопросам организации и проведения прививок с вновь поступающими на работу врачами и медицинскими сестрами, обучение их на рабочем месте.

5.2.5. Принятие дополнительных мер по усилению внутреннего контроля в медицинских организациях за выполнением требований документов по организации иммунопрофилактики, а также предписаний и предложений по результатам проверок надзорных органов по вопросам вакцинопрофилактики.

6. Руководителям медицинских организаций, осуществляющих вакцинопрофилактику силами прививочных бригад утвердить основные и резервные кадровые составы прививочных бригад и обеспечить их оснащение для работы на выезде.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации усилить контроль за планированием иммунизации населения, в том числе кочующего, в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, организацией и проведением иммунизации населения и групп риска, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках, безопасными условиями иммунизации населения, состоянием и соблюдением "холодовой цепи" - в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

8. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Псковской, Московской, Мурманской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Иркутской, Новосибирской, Рязанской, Астраханской, Костромской областям, по республикам Крым, Калмыкия, Тыва, Коми, Карелия, Марий Эл, Бурятия, Дагестан, Удмуртской, Чувашской, Кабардино-Балкарской и Чеченской республикам, Пермскому, Приморскому, Красноярскому, Алтайскому краям, Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам совместно с органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации:

8.1. Провести анализ причин не выполнения или перевыполнения планов профилактических прививок населению в рамках национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям по итогам за 2016 год.

8.2. Принять меры по обеспечению качественного планирования профилактических прививок населению на основе актуальных данных о числе состоящего на учете населения, сведений о рождаемости и состояния иммунизации.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

А.Ю. Попова

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г.
Регистрационный N 46902

 

Субъектам Федерации рекомендовано обеспечить своевременную иммунизацию всех контингентов, подлежащих прививкам в соответствии с национальным календарем профпрививок и календарем прививок по эпидемическим показаниям.

Обращено внимание на кочующее население, вынужденных переселенцев, мигрантов, группы высокого риска инфицирования.

Должны быть приняты региональные программы (скорректированы существующие) по достижению и поддержанию не менее 95% охватов населения прививками в декретированных возрастах. Рекомендовано выделить средства на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов и холодильного оборудования для плановой замены устаревшего ("холодовая цепь").

Минздраву России рекомендовано, в частности, информировать население по вопросам вакцинопрофилактики, в т. ч. с привлечением СМИ, активно противодействовать антивакцинальным выступлениям, организовать взаимодействие с образовательными организациями, проработать вопрос о внедрении электронного учета профпрививок населению. Следует проконтролировать полноту и качество проведения переписи населения для достоверных данных об охватах прививками для заполнения статформ, активизировать работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов от профпрививок.

В преддверии эпидсезона гриппа и ОРВИ прививками должно быть охвачено не менее 40% населения.

Причины невыполнения (перевыполнения) планов прививок за 2016 г. должны быть проанализированы.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 марта 2017 г. N 34 "О дополнительных мерах по повышению эффективности вакцинопрофилактики населения"

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г.
Регистрационный N 46902

 

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 июня 2017 г.