Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1039291-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)"
("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования лесов для ведения сельского хозяйства")
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона, принятым в первом чтении, предусматривалось использование лесов для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Ко второму чтению проект дополнен положениями, вносящими изменения в статьи 40 и 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) и Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ). Данные изменения регулируют, в частности, отношения, связанные со строительством прудов на водотоках и их использованием при осуществлении прудовой аквакультуры.
С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (статья 1 Земельного кодекса, статья 8 Водного кодекса Российской Федерации), разграничения прав на водные объекты, установленного Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс), состава земель водного фонда (статья 102 Земельного кодекса), оснований для перевода земель соответствующей категории в земли водного фонда (статья 12 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"), а также сложившейся правоприменительной практики по вопросу принадлежности на соответствующем праве прудов, образованных на водотоках, и их использования (см., например, Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 308-ЭС15-13761, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2017 года N 50-АПГ16-30), полагаем, что проектируемые нормы в целом не позволят однозначно определить правовой режим соответствующего земельного участка в случае его обводнения в результате строительства пруда на водотоке. При этом обращаем внимание на приоритет норм Земельного кодекса и Водного кодекса, перед нормами других федеральных законов, регулирующих земельные и водные отношения (статья 2 Земельного кодекса, статья 2 Водного кодекса).
Следует учесть, что правомочие собственника по строительству на принадлежащем ему земельном участке пруда, который может в соответствии с законодательством Российской Федерации находиться в частной собственности, реализуется при отсутствии гидравлической связи с водотоком (в случае наличия такой связи образующийся водный объект всегда будет находиться в федеральной собственности). На основании изложенного полагаем, что регулирование вышеуказанных отношений должно осуществляться путем дополнительных изменений норм земельного и водного законодательства в части уточнения правовых режимов обводняемых земельных участков и прудов на водотоках.
В отношении проектируемой части 30 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ следует учесть положения Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 17) и Земельного кодекса (глава VII) о прекращении права собственности на земельные участки, в соответствии с которыми соответствующее право может быть прекращено, например, при ненадлежащем использовании земельного участка. Из предложенной редакции проектируемой нормы следует, что право собственности на земельные участки, на которых построены пруды (в том числе пруды на водотоках), не может быть прекращено ни при каких условиях.
Проектируемые положения части 3 статьи 7 Федерального закона N 148-ФЗ нуждаются в уточнении в части отношений, составляющих предмет ее регулирования. Например, если речь идет об обороте водных объектов, то проектируемая норма требует согласования с нормой статьи 4 Водного кодекса, в соответствии с которой оборот водных объектов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством в той мере, в какой он не урегулирован Водным кодексом. Если же предполагается регулирование договорных и иных отношений, непосредственно связанных с осуществлением прудовой аквакультуры, следует уточнить предмет соответствующих договоров, поскольку рыбоводные участки в целях осуществления прудовой аквакультуры не выделяются (часть 3 статьи 4 Федерального закона N 148-ФЗ).
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.