Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 7-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Марковой И.Н. о признании недействующим в части приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22 сентября 2016 г. N 140 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы" по апелляционной жалобе Марковой И.Н. на решение Ивановского областного суда от 9 января 2017 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца - Масловой Н.В., представителя административного ответчика - Мулина Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Маркова И.Н. обратилась в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22 сентября 2016 г. N 140 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы" в части включения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы, межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) возле деревни Тревражное Кинешемского района и направления на него потоков отходов, а также полигона для складирования твердых бытовых отходов (ТБО) возле деревни Тарасиха Кинешемского района.
Решением Ивановского областного суда от 9 января 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: признана недействующей со дня принятия территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы, утвержденная приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22 сентября 2016 г. N 140, в части включения в схему полигона для складирования ТБО возле деревни Тарасиха Кинешемского района. В удовлетворении остальной части административных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Маркова И.Н. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить и признать нормативный правовой акт недействующим в части включения в названную схему межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) возле деревни Тревражное Кинешемского района и направления на него потоков отходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что деревни Тревражное и Тарасиха входят в состав Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района.
Согласно Схеме обращения с отходами возле деревни Тревражное запланирован ко вводу в эксплуатацию в 2017 году межмуниципальный полигон ТКО (таблица 16 раздела 5). На него направлены потоки отходов: в 2017 году 61 984 тонн из г.о. Кинешма, Кинешемского и Юрьевецкого районов, в 2018 году - 70 180 тонн из г.о. Кинешма, Заволжского, Кинешемского и Юрьевецкого районов (таблицы 19, 20). Указанный полигон также отсутствует в документах территориального планирования, в том числе в Схеме территориального планирования Ивановской области.
Полигон для складирования ТБО возле деревни Тарасиха до утверждения Схемы обращения с отходами приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2016 г. N 614 исключен из государственного реестра объектов размещения отходов, в Схеме территориального планирования Ивановской области также не значится.
По мнению Марковой И.Н., проживающей в г. Наволоки, указанные обстоятельства создают угрозу нарушения ее права на благоприятную окружающую среду.
Суд первой инстанции удовлетворил требование административного истца, признав незаконным включение в схему полигона для складирования ТБО возле деревни Тарасиха.
Суд первой инстанции установил, что решением Шуйского городского суда Ивановской области от 23 июня 2014 г. удовлетворены требования прокурора Ивановской области о признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного восточнее деревни Тарасиха, выданного 27 февраля 2013 г. обществу с ограниченной ответственностью "Чистое поле" Администрацией Кинешемского муниципального района. На ООО "Чистое поле" возложена обязанность прекратить деятельность по захоронению отходов на указанном полигоне ТБО и обустроить подъездные пути к нему.
На основании обращения ООО "Чистое поле" полигон ТБО возле деревни Тарасиха исключен из государственного реестра объектов размещения отходов на основании названного приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2016 г. N 614; в настоящее время эксплуатация объекта прекращена.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным включения в Схему размещения отходов межмуниципального полигона ТКО возле деревни Тревражное, суд первой инстанции принял во внимание, что в отношении данного объекта решается вопрос о возможности его строительства, включению в упомянутый реестр он подлежит только после его ввода в эксплуатацию и в таком случае на него могут быть направлены потоки отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статьи 13 названного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным федеральным законом.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 9 Закона об отходах производства и потребления).
Из материалов дела усматривается, что необходимость строительства межмуниципального полигона ТКО вблизи деревни Тревражное вызвана планируемым закрытием городской свалки в г. Кинешме, закрытием свалок в Кинешемском и Юрьевецком муниципальных районах, а также отсутствием свободных мощностей на свалке ТКО в Заволжском муниципальном районе Ивановской области. Проектирование межмуниципального полигона позволит решить проблему размещения отходов в северной части Ивановской области.
Указанный полигон был включен в государственную программу Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области", утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. N 452-п, а впоследствии и в Схему обращения с отходами.
Территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждаются в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта.
Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, предусмотрены статьей 13.3 Закона об отходах производства и потребления, из которой следует, что такие схемы разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно пункту 3 Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197, документы территориального планирования включаются в состав территориальной схемы при необходимости.
В рассматриваемом случае межмуниципальный полигон возле деревни Тревражное является планируемым, в Схеме размещения отходов сведения о нем содержатся в таблице 16 "План ввода в эксплуатацию объектов по обработке и размещению отходов".
Таблицы 19, 20 раздела 7 названной Схемы содержат, в свою очередь, направления перемещения отходов в 2017 году и 2018 году и при этом имеются пояснения о том, что направления перемещения отходов изменяются при появлении новых объектов размещения отходов либо в случае исключения конкретных объектов из схемы.
Таким образом, схема движения отходов может быть изменена при вводе объекта в эксплуатацию.
Включение планируемых объектов размещения отходов в территориальную схему обращения с отходами действующим законодательством не запрещено. Следовательно, отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре и в документах территориального планирования не препятствовало административному ответчику включить полигон в территориальную схему обращения с отходами, определяя его предполагаемое местонахождение на будущее время.
На момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций этот полигон не введен в эксплуатацию, проектная документация по его строительству находится на стадии согласования в заинтересованных органах государственной власти.
Согласно статье 12 Закона об отходах производства и потребления определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так, согласно статье 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Положительное экспертное заключение по результатам государственной экологической экспертизы проектной документации, проведенной Управлением Росприроднадзора Ивановской области, подписано и утверждено 30 сентября 2016 г. Включение полигона в реестр и ввод в эксплуатацию планируются в случае получения решения о возможности строительства по результатам государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Кроме того, необходимо получение соответствующей лицензии.
Доводы Марковой И.Н. свидетельствуют о несогласии с планируемым размещением отходов возле деревни Тревражное и подлежат отклонению, поскольку на момент рассмотрения дела межмуниципальный полигон возле деревни Тревражное фактически не существовал, отходы на этом объекте не размещены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 9 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Марковой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 7-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был