Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 60-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" о признании частично не действующим постановления Правительства Камчатского края от 9 марта 2016 г. N 59-П "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 17.01.2011 N 3-П "Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам" по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" на решение Камчатского краевого суда от 13 декабря 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца Беловол О.В., Скосырева Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Камчатского края от 9 марта 2016 г. N 59-П "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 17.01.2011 N 3-П "Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам" в части абзаца первого части 11: "В сведениях раздельно указываются объемы предоставленных потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам по приборам учета и, в случае отсутствия приборов учета, по нормативам потребления, установленных приказами Министерства ЖКХ без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Решением Камчатского краевого суда от 13 декабря 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Правительство Камчатского края, Губернатор Камчатского края, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей ПАО "Камчатскэнерго", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет расходные обязательства как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 85 названного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (здесь и далее - за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 15 Закона Камчатского края от 1 декабря 2015 г. N 710 "О краевом бюджете на 2016 год" субсидии юридическим лицам предоставляются из краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели приложением 7 к данному Закону, и при условии подтверждения получателями субсидий соответствующих расходов (часть 1).
Категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями определяются соответствующими постановлениями Правительства Камчатского края или нормативными правовыми актами уполномоченных Правительством Камчатского края исполнительных органов государственной власти Камчатского края (за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи) (часть 2).
Предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, осуществляется в соответствии с решениями Правительства Камчатского края.
Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается соответствующими постановлениями Правительства Камчатского края, если данный порядок не определен решениями Правительства Камчатского края, предусмотренными абзацем первым данной части (часть 3).
Из части 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации на тепловую энергию (мощность) устанавливаются льготные тарифы с одновременным определением лиц, имеющих право на льготы, оснований для предоставления льгот, а также порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии со статьями 8, 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения устойчивого функционирования предприятий коммунального комплекса Камчатского края при предоставлении льготных (сниженных) тарифов на коммунальные услуги для населения - постановлением Правительства Камчатского края от 17 января 2011 г. N 3-П установлены расходные обязательства Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам, а также утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно пункту 3 названного нормативного правового акта Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края определено уполномоченным органом по предоставлению субсидий предприятиям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий условиями предоставления субсидий являются:
1) установление Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края экономически обоснованного и сниженного тарифов для предприятия, претендующего на получение субсидий;
2) включение предприятия в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей тепловой энергии и (или) в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, формируемые в соответствии с правовыми актами Региональной службы;
3) заключение соглашения о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;
4) предоставление по запросу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края информации и документов, необходимых для проведения проверок исполнения условий настоящего Порядка и соглашения.
ПАО "Камчатскэнерго" является теплоснабжающей организацией.
Из постановлений Региональной службы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 427, от 18 декабря 2014 г. N 593 следует, что на тепловую энергию, поставляемую обществом населению и исполнителям коммунальных услуг, органом регулирования установлены льготные тарифы.
В соответствии с Законом Камчатского края от 20 ноября 2013 г. N 340 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением Правительства Камчатского края от 17 января 2011 г. N 3-П - постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 января 2015 г. N 12 ПАО "Камчатскэнерго" включено в Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Камчатского края - производителей тепловой энергии (пункт 27 приложения N 1).
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и ПАО "Камчатскэнерго" заключено соглашение от 23 января 2015 г. N 14 о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
Таким образом, ПАО "Камчатскэнерго" соответствует условиям предоставления субсидии и является получателем субсидии из средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на поставку тепловой энергии потребителям.
Оспариваемым нормативным правовым актом Правительство Камчатского края внесло в Порядок предоставления субсидий изменение, изложив абзац первый части 11 в следующей редакции: "11. Размер субсидии корректируется по итогам 6 и 12 месяцев текущего финансового года (далее - отчетный период) на основании сведений о фактически предоставленных потребителям коммунальных услугах по сниженным тарифам (далее - сведения), представленных предприятием до конца месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной Министерством ЖКХ форме, согласованных с Региональной службой. В сведениях раздельно указываются объемы предоставленных потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам по приборам учета и, в случае отсутствия приборов учета, по нормативам потребления, установленных приказами Министерства ЖКХ без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Согласование сведений осуществляется Региональной службой на основании данных статистической отчетности (46-ТЭ, 22-ЖКХ) в 10-дневный срок с даты представления предприятием отчетных форм".
Административный истец полагает, что он имеет право на получение субсидий из краевого бюджета с учетом повышающего коэффициента, применяемого при отсутствии приборов учета в расчетах по нормативам потребления в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ.
Однако увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, каких-либо дополнительных расходов она также не несет. Более того, в случае расчета объема услуги по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, у ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение.
Целью предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации является возмещение недополученных ею доходов, возникших ввиду установления льготного тарифа, то есть за счет субсидии происходит компенсация разницы между экономически обоснованным тарифом и сниженным тарифом, установленным органом регулирования.
Поскольку применение повышающего коэффициента не влияет на объем поставленной тепловой энергии, а, следовательно, и на экономическую обоснованность тарифа, расчет размера субсидии исходя из объема поставленного ресурса, определяемого по нормативам потребления, без учета повышающего коэффициента не может нарушать прав и законных интересов регулируемой организации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 13 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 60-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был