Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 5-АПГ17-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" на решение Московского городского суда от 22 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 2151 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы Федотова П.С., объяснение представителя заинтересованного лица акционерного общества "Научно-исследовательский институт конструкционных материалов на основе графита" Казаковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого утверждён перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Вышеназванный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы mos.ru и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
В названный перечень объектов недвижимого имущества, действующий с 1 января 2016 года, под пунктом 2151 включено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, расположенное по адресу: город Москва, Электродная улица, дом 2, строение 3, часть нежилых помещений с кадастровым номером 77:03:0006001:3939 в котором принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод", которое обратилось в суд с административным иском о признании пункта 2151 оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества недействующим с 1 января 2016 года.
В обоснование своего требования административный истец ссылался на то, что указанное здание по признакам, приведённым в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", не может быть отнесено к видам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Как утверждал административный истец, фактическое использование данного здания в период его включения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не устанавливалось. Включение данного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 22 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Москвы и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска и отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции руководствовался, среди прочего, подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и исходил из того, что один из нескольких видов разрешённого использования одного из двух земельных участков, на которых расположено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, часть нежилых помещений в котором принадлежит административному истцу, предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, что является достаточным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы установлен налог на имущество организаций, определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП определён перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", действующий с 1 января 2016 года. В данный перечень под пунктом 2151 в качестве административно-делового центра включено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела, общество с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" является собственником нежилых помещений общей площадью 2 617,9 м2 с кадастровым номером 77:03:0006001:3939, находящихся в нежилом здании общей площадью 3 541,2 м2 с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, которое под пунктом 2151 включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Указанное здание расположено на двух земельных участках, один из которых с кадастровым номером 77:03:0006001:1017 имеет один вид разрешённого использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", соответствующий пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а другой с кадастровым номером 77:03:0006001:1014 имеет три вида разрешённого использования: 1) "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (пункт 1.2.7 названных методических указаний), 2) "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (пункт 1.2.9 названных методических указаний), 3) "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" (пункт 1.2.17 названных методических указаний).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законном включении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на том основании, что данное здание расположено на двух земельных участках, один из нескольких видов разрешённого использования одного из которых предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, что является достаточным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
При этом исключение относительно зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов, содержащееся в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", суд первой инстанции правомерно посчитал неприменимым в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070.
Виды разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:1014 воспроизводят виды разрешённого использования, приведённые в пунктах 1.2.7 и 1.2.9 вышеназванных методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, и свидетельствуют о том, что один из них, а именно приведённый в пункте 1.2.7, соответствует требованию подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает размещение именно офисных (а не административных) зданий, предназначенных для деловой, коммерческой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" по существу основаны на ином толковании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", согласно которому указанное исключение должно быть применено в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, однако такое толкование пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" является неверным в силу вышеизложенного.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 5-АПГ17-28
Текст определения официально опубликован не был