Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 46-АД17-26
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Малыгиной А.С., действующей в интересах Беловой И.Н., на постановление руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области от 07.06.2016 N 54/16АП, решение судьи Ленинского районного суда города Самары от 31.08.2016 N 12-452/2016, решение судьи Самарского областного суда от 22.11.2016 N 21-2203/2016 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 27.01.2017 N 4а-94/2017, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Беловой И.Н. (далее - Белова И.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области от 07.06.2016 N 54/16АП, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Самары от 31.08.2016 N 12-452/2016, решением судьи Самарского областного суда от 22.11.2016 N 21-2203/2016 и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 27.01.2017 N 4а-94/2017, индивидуальный предприниматель Белова И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Малыгина А.С. выражает несогласие с указанными актами, вынесенными в отношении индивидуального предпринимателя Беловой И.Н., приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Беловой И.Н. к административной ответственности) нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Беловой И.Н. к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенном ею нарушении установленного порядка розничной торговли лекарственными препаратами, которое выразилось в отсутствии лекарственных средств дексаметазон (в форме таблеток) и беклометазон (в форме аэрозоля для ингаляций дозированного), входящих в Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р, при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по адресу: город Самара, ул. Полевая/ул. Молодогвардейская, д. 7/236.
Указанные обстоятельства выявлены в ходе проверки, проведенной 11.03.2016 прокуратурой Ленинского района города Самары совместно со специалистом территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, в том числе, актом проверки (л.д. 50-52), справкой по ее результатам (л.д. 53-55), копией лицензии (л.д. 69-100), а также иными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия индивидуального предпринимателя Беловой И.Н., нарушившей установленный порядок розничной торговли лекарственными препаратами, квалифицированы по части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела Беловой И.Н. приводились доводы о том, что лекарственные препараты, отсутствие которых в аптеке на момент проверки вменено ей в вину по настоящему делу об административном правонарушении, не указаны в разделе 2 Минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р.
Положения данного раздела указанного нормативного акта, определяющие минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, по мнению Беловой И.Н., распространяют свое действие на осуществляемую ею фармацевтическую деятельность, в связи с чем отсутствие на момент проверки лекарственных препаратов, в него не включенных, состав вменяемого ей административного правонарушения не образует.
Отклоняя данные доводы заявителя, судебные инстанции отметили, что индивидуальный предприниматель Белова И.Н. в рассматриваемом случае осуществляла фармацевтическую деятельность в аптеке готовых лекарственных форм, вследствие чего к данной деятельности подлежат применению нормы раздела 1 Минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р, определяющего такой ассортимент для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов).
Из имеющейся в материалах дела копии лицензии следует, что индивидуальный предприниматель Белова И.Н. осуществляет фармацевтическую деятельность, в частности, в аптечных пунктах, адреса которых значатся в приложении к лицензии (л.д. 100), а также в аптеках готовых лекарственных форм, находящихся по указанным приложении адресам, в том числе, в аптеке, расположенной по адресу: город Самара, ул. Полевая/ул. Молодогвардейская, д. 7/236, где проводилась проверка (л.д. 96-99).
На момент проверки в аптеке готовых лекарственных форм отсутствовали лекарственные препараты, поименованные в разделе 1 вышеупомянутого Минимального ассортимента, определяющем такой ассортимент для аптек, в связи с чем руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области и судебные инстанции сделали вывод о наличии в деянии, совершенном индивидуальном предпринимателем Беловой И.Н., признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с выводами руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области и судов основано на ином толковании названным лицом положений нормативно-правовых актов, подлежащих применению в данном деле, в том числе, статей 4, 52, 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.07.2010 N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций", постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 N 871 "Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", Минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р, и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылки заявителя жалобы на судебные акты, состоявшиеся по другим делам об административных правонарушениях в отношении разных лиц не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Срок давности и порядок привлечения индивидуального предпринимателя Беловой И.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ей в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области от 07.06.2016 N 54/16АП, решение судьи Ленинского районного суда города Самары от 31.08.2016 N 12-452/2016, решение судьи Самарского областного суда от 22.11.2016 N 21-2203/2016 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 27.01.2017 N 4а-94/2017, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Беловой И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Малыгиной А.С., действующей в интересах Беловой И.Н. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ранее был утвержден Минимальный ассортимент лекарств, необходимых для оказания медпомощи.
В нем отдельно определен ассортимент для аптечных пунктов, киосков и ИП, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Это же касается и лекарств для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов).
Если ИП, имеющий упомянутую лицензию, ведет свою деятельность в аптеке готовых лекарственных форм, у него должны быть лекарства из второго упомянутого ассортимента.
Т. е. на такого ИП распространяются указанные требования, предусмотренные для аптек готовых лекарственных форм.
В противном случае данный ИП может быть оштрафован по КоАП РФ за нарушение порядка розничной торговли лекарствами.
К такому выводу пришли суды трех инстанций, чьи акты ВС РФ оставил без изменений.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 46-АД17-26
Текст постановления официально опубликован не был