Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Методика
поверки вагонных автоматических весов
А.1 При проведении поверки выполняют процедуры, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование процедуры |
Номер пункта настоящего стандарта |
|
Внешний осмотр |
||
Опробование |
||
Определение метрологических характеристик |
||
Определение погрешности в статическом режиме |
||
Определение действительных значений массы контрольных вагонов |
||
Определение погрешности весов при взвешивании в движении: - расцепленного вагона - вагона в составе поезда и поезда в целом |
Примечание - При проведении поверки проверяют только те характеристики весов, которые нормированы в руководстве по эксплуатации на данные весы.
А.2 При проведении поверки применяют следующие средства поверки:
А.2.1 Контрольные вагоны.
А.2.2 Контрольные весы:
А.2.2.1 Вагонные весы неавтоматического действия по ГОСТ OIML R 76-1, если их погрешность и неопределенность не превышают 1/3 (если весы поверяют непосредственно перед проведением испытаний в движении) или не более 1/5 (если поверка весов была проведена в любое другое время) максимально допускаемой погрешности для взвешивания в движении.
А.2.2.2 Поверяемые весы могут быть использованы в качестве контрольных весов, если отвечают одному из следующих требований:
А.2.2.2.1 если они имеют режим статического взвешивания и соответствуют требованиям А 2.2.1 (приложение А);
А.2.2.2.2 если это весы для взвешивания вагонов по частям, которые имеют соответствующую дискретность и чувствительность для статической нагрузки, нормируемые в руководстве по эксплуатации, при выполнении требований приложения Б. Кроме того, погрешность и неопределенность таких весов при взвешивании в статическом режиме не должны превышать 1/3 (если весы были проверены непосредственно перед поверкой в движении) или 1/5 максимально допускаемой погрешности для взвешивания в движении (если поверка весов проводилась в любое другое время).
А.2.3 Испытательный поезд
Поезд, состоящий из порожних, полностью и частично груженных контрольных вагонов и простых вагонов общим числом, указанным в таблице 6.
Таблица 6
Общее количество вагонов в испытательном поезде (nw) |
Минимальное количество контрольных вагонов |
nw 10 |
5 |
10 < nw 30 |
10 |
30 < nw |
15 |
А.2.4 Гири класса точности или по ГОСТ OIMLR 111-1.
А.3 Условия поверки
А.3.1 Условия проведения поверки должны соответствовать требованиям, установленным в руководстве по эксплуатации на весы. Поверку проводят при любом сочетании значений влияющих факторов. До начала любых процедур на месте установки поверяемые весы приводят в рабочее состояние в соответствии с руководством по эксплуатации.
А.3.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.
А.3.3 Поверка должна проводиться на месте эксплуатации весов.
А.3.4 Если электронные весы оборудованы интерфейсами для соединения с ними внешнего оборудования, то во время поверки весы должны быть подключены к этому внешнему оборудованию, как описано в руководстве по эксплуатации и программе испытаний весов.
А.3.5 До начала поверки весы подключают к источнику питания на время, равное или большее времени прогрева, регламентированного изготовителем в руководстве по эксплуатации, и поддерживают питание весов во время поверки.
А.3.6 Во время поверки устройство автоматической установки нуля должно быть отключено, если другие условия не регламентированы для конкретной процедуры.
А.З.7 Вовремя поверки проверяют, что для одинаковой нагрузки разность между двумя разными устройствами отображения, имеющими одинаковую цену деления, соответствовала:
- нулю для цифровых отсчетных и печатных устройств;
- не превышала предела допускаемой погрешности (mpe) для аналоговых устройств.
А.3.8 Если поверяемые весы будут использоваться в качестве контрольных при определении массы контрольного вагона при повагонном взвешивании или при взвешивании по частям, то они должны удовлетворять требованиям 7.4.3.
А.4 Проведение поверки
А.4.1 Внешний осмотр
А.4.1.1 Проверяют маркировку весов в соответствии с требованиями 6.24.
А.4.1.2 Программное обеспечение и интерфейсы весов должны соответствовать требованиям 6.21.
А.4.1.3 При внешнем осмотре проверяют:
- комплектность поверяемых весов;
- отсутствие повреждений модулей весов;
- целостность соединительных кабелей;
- наличие заземления, знаков безопасности и соответствие маркировки требованиям руководства по эксплуатации на поверяемые весы;
- соответствие внешнего вида весов, фундамента и примыкающих к весам подъездных путей требованиям руководства по эксплуатации на весы конкретного типа.
А.4.2 Опробование
При опробовании проверяют взаимодействие и работоспособность всех элементов весов:
- включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в руководстве по эксплуатации на весы конкретного типа;
- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;
- при наличии у весов различной дискретности при статическом взвешивании и при взвешивании в движении, проверяют изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой (для каждого режима взвешивания при наличии нескольких отсчетных и регистрирующих устройств проверяют наличие единой дискретности);
- прокатывают по весам состав с любыми вагонами и убеждаются, что показания нарастают, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;
- после разгрузки весов убеждаются, что не произошло смещение нуля;
- проверяют функции весов согласно требованиям, указанным в руководстве по эксплуатации на весы конкретного типа.
Примечания
1 Если весы имеют устройство для отображения показаний с меньшей действительной ценой деления (не более 0,2d), то это устройство может быть использовано для определения погрешности.
2 Допускается совмещение этих операций с другими операциями поверки.
А.4.3 Определение метрологических характеристик
А.4.3.1 Определение погрешности весов в статическом режиме взвешивания.
Для автоматических вагонных весов, в руководстве по эксплуатации на которые нормируются метрологические характеристики в статическом режиме взвешивания, соответствие этих характеристик определяют методами, приведенными в приложении ДА к ГОСТ OIML R 76-1.
Примечание - Для определения погрешности весов в статическом режиме взвешивания рекомендуется использовать весоповерочный вагон с гирями, соответствующими классу точности или по ГOCT OIML R 111-1.
А.4.3.2 Определение действительных значений массы контрольных вагонов
Действительные значения массы контрольных вагонов определяют на контрольных весах:
А.4.3.2.1 В соответствии с А.2.2.1 - с остановкой и расцепкой.
А.4.3.2.2 В соответствии с А.2.2.2.1 - с остановкой и расцепкой.
А.4.3.2.3 В соответствии с А.2.2.2.2 - с учетом требований приложения Б.
А.4.3.3 Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленных вагонов, вагонов без расцепки и поезда в целом
А.4.3.3.1 Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленного вагона
При поверке весов для взвешивания в движении отдельных расцепленных вагонов допускается использовать не менее пяти контрольных вагонов с диапазоном нагрузок от порожнего до полностью груженого вагона. Для определения погрешности весов фиксируют не менее пяти показаний или распечаток массы для каждого контрольного вагона. Движение вагонов проводится со стороны (сторон), указанной в руководстве по эксплуатации на весы конкретного типа.
Приведенную погрешность весов при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне от Min до 35% Мах включительно в процентах рассчитывают по формуле
,
(A.1)
где - значение массы контрольного вагона, определенное на поверяемых весах;
- действительное значение массы контрольного вагона, определенное на контрольных весах.
Значение относительной погрешности при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне свыше 35% Мах в процентах рассчитывают по формуле
.
(A.2)
Значения погрешностей, определенные по формулам (А.1) и (А.2) для весов при взвешивании в движении расцепленного вагона, не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 Не более чем 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 1, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
А.4.3.3.2 Определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе поезда без расцепки и поезда из вагонов в целом
Весы для взвешивания в движении вагонов в составе поезда без расцепки и поезда в целом испытывают с использованием испытательного поезда, состоящего из порожних, частично и полностью груженных контрольных вагонов. При этом все порожние вагоны должны находиться в конце испытательного состава поезда. Испытательный поезд должен включать в себя не менее 5 и не более 15 контрольных вагонов. Испытательный поезд прокатывают через поверяемые весы с одной стороны или с двух сторон (при тяге локомотива в одну сторону и при толкании в другую, если это предусмотрено в руководстве по эксплуатации) для получения не менее 60 результатов взвешиваний контрольных вагонов. При числе контрольных вагонов меньше, чем общее число вагонов в испытательном составе, контрольные вагоны должны быть распределены по всему составу равномерно.
Скорость прохождения вагонов через ГПУ не должна превышать значения, указанного в руководстве по эксплуатации.
При превышении скорости соответствующие регистрируемые значения массы вагона и состава поезда в целом должны маркироваться специальным знаком с указанием скорости проезда, и эти значения не должны приниматься для расчета погрешности.
Погрешность весов при каждом взвешивании каждого контрольного вагона в составе поезда без расцепки определяют по формуле (А.1) или (А.2).
Значения погрешностей, определенные по формулам (А.1) и (А.2) для весов при взвешивании в движении вагона в составе поезда без расцепки, не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов.
Погрешность весов при взвешивании в движении поезда из вагонов в целом рассчитывают:
- приведенную погрешность весов в диапазоне от Min до 35% включительно в процентах - по формуле
,
(А.3)
где k - число проездов поезда через весы до получения не менее 60 результатов взвешивания контрольных вагонов ( > 60);
m - число контрольных вагонов массой (Min < < );
, - см. формулу (А.1).
Примечание - При фактическом числе контрольных вагонов в составе, превышающем 10, значение m в знаменателе формулы (А.3) принимают равным 10;
- относительную погрешность весов в диапазоне свыше в процентах - по формуле
,
(А.4)
где () - число контрольных вагонов массой (где n - число контрольных вагонов в поезде);
- число полученных результатов взвешивания контрольных вагонов массой .
Допускается при проведении испытаний применять два испытательных поезда, первый из которых содержит контрольные вагоны с действительным значением массы от Min до 35% Мах, а второй - контрольные вагоны с действительным значением массы свыше 35% Мах.
В первом случае погрешность определяют по формуле (А.3), во втором случае погрешность весов рассчитывают по формуле
,
(A.5)
где l - число контрольных вагонов во втором испытательном составе.
Значения погрешности весов, определенные по формулам (А.3), (А.4) или (А.5), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 Если программное обеспечение не позволяет выделить суммарную массу контрольных вагонов в испытательном составе, то необходимо исключить из результатов измерений суммарной массы состава в целом массу вагонов, не являющихся контрольными, простым вычислением.
А.5 Оформление результатов поверки
А.5.1 Положительные результаты поверки оформляются в соответствии с действующими правилами по метрологии и нанесением оттисков клейм в местах, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.
А.5.2 При отрицательных результатах поверки поверительные клейма гасят, свидетельства о поверке аннулируют и выдают извещение о непригодности с указанием причин несоответствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.