Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-07-08/33100
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) просит разъяснить порядок применения норм подпункта 3 пункта 1 статьи 148 Кодекса в части определения места реализации услуг, оказываемых Обществом, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 123-ФЗ от 24.11.1996 деятельность по формированию и продвижению туристского продукта в сфере выездного туризма.
Согласно указанному Закону туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, по договору о реализации туристского продукта. При этом, реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
В действующем налоговом законодательстве отсутствуют специальные нормы, регулирующие деятельность туроператоров, налогообложение которых осуществляется в общеустановленном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 3 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса место реализации работ (услуг) в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта определяется по месту их фактического оказания на территории Российской Федерации, либо за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 3 ст. 148 Кодекса в случае если реализация услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных услуг.
Таким образом, местом реализации услуг в сфере отдыха и туризма, фактически оказываемых российским туроператором за пределами территории Российской Федерации, собственно территория Российской Федерации не признается.
Туристский продукт представляет собой комплексную услугу, включающую в себя как основные и вспомогательные услуги, при этом весь комплекс услуг оказывается туроператором в рамках единого договора на реализацию туристического продукта.
Учитывая изложенное, услуги туроператора в рамках договора о реализации туристского продукта, оказываемые российской организацией за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются в полном объеме реализованных услуг. Данный вывод подтверждается разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 03.04.2013 N 03-07-08/10896, а также, косвенно, письмами ФНС и Минфина России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950 и от 07.04.2014 N 04-05-222.
ООО просит подтвердить изложенный выше вывод в части определения места реализации туристского продукта в рамках направления выездного туризма с позиции налогового законодательства Российской Федерации.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг российского туроператора, осуществляющего туроператорскую деятельность по выездному туризму, включенных в стоимость туристского продукта, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг в сфере туризма признается территория Российской Федерации, если такие услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации.
Поскольку российский туроператор, осуществляющий туроператорскую деятельность, в том числе по выездному туризму, оказывает услуги, включенные в стоимость туристского продукта, на территории Российской Федерации, местом реализации его услуг признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Данная позиция изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 3 апреля 2013 г. N 03-07-08/10896, упоминаемом в письме.
В письме ФНС России от 22 мая 2014 г. N ГД-4-3/9950 даны разъяснения по вопросу определения места реализации услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, и не затронуты вопросы применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг в области туризма.
Что касается письма Минфина России от 7 апреля 2014 г. N 04-05-222, то письмо Минфина России за таким номером не обнаружено.
Одновременно сообщаем, что местом реализации услуг по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию, оказываемых за пределами территории Российской Федерации и включенных в стоимость туристского продукта, территория Российской Федерации не признается.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ местом реализации услуг в сфере туризма признается Россия, если такие услуги фактически оказываются на ее территории.
Поскольку российский туроператор, осуществляющий туроператорскую деятельность, в том числе по выездному туризму, оказывает услуги на территории России, местом реализации его услуг признается территория России Такие услуги, соответственно, облагаются НДС по ставке 18%.
Местом реализации услуг по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию, оказываемых за пределами России и включенных в стоимость туристского продукта, территория России не признается.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-07-08/33100
Текст письма официально опубликован не был