Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрен представленный для проведения правовой экспертизы приказ Федеральной налоговой службы от 05.12.2014 N ММВ-7-8/613@ "Об утверждении Порядка учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - приказ).
По результатам проведенной правовой экспертизы сообщаем следующее.
Приказ затрагивает права налогоплательщиков, содержит нормативные предписания, в частности, устанавливающие императивные нормы права, т.е. нормы права, выражение которых сделаны в определенной, категоричной форме, не подлежащих изменению по инициативе ее адресатов.
Так, например, в пункте 6 Порядка содержится положение, на основании которого территориальным налоговым органом по каждому факту получения информации о суммах, не перечисленных банком, проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с исполнением банками (филиалами) платежных поручений налогоплательщиков на перечисление обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также выявление и систематизацию признаков недобросовестности налогоплательщиков при осуществлении ими уплат налогов (сборов).
В соответствии с абзацем десятым пункта 7 Порядка по результатам проведенного заседания комиссии Управления, территориального налогового органа или МИ ФНС России по КН по рассмотрению вопроса о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей составляется протокол и комиссией принимаются решения о признании обязанности налогоплательщика исполненной и отражении в Журнале учета сумм, не перечисленных банком, или об отказе в признании обязанности налогоплательщика исполненной и отражении в Журнале учета сумм, не перечисленных банком.
Абзацем вторым пункта 8 Порядка установлено, что территориальным налоговым органам, в случае невозможности взыскания соответствующих сумм с банка в связи с отзывом лицензии или началом процедуры банкротства, необходимо предпринять действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления требований временной администрации или конкурсному управляющему кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу),
Пунктом 9 Порядка установлены случаи, на основании которых запись в Журнале учета об отражении сумм, не перечисленных банком, подлежит исключению из Журнала учета.
В пункте 10 Порядка содержится перечень документов (их копий), на основании которых комиссией налогового органа рассматривается вопрос об исключении из Журнала учета сумм, не перечисленных банком.
Кроме того, пунктом 1 Порядка установлено определение, не предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем введение новых понятий и определений порождает разночтения в правоприменительной практике.
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (далее - Правила), государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В соответствии с пунктом 12 Правил подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).
Таким образом, приказ в порядке, установленном Правилами, подлежал представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
С учетом изложенного, предлагаем приказ отменить и копию документа о его отмене направить в Минюст России.
Статс-секретарь - |
Ю.С. Любимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства юстиции РФ от 31 марта 2017 г. N 01/38070-ЮЛ "О приказе ФНС России от 05.12.2014 N ММВ-7-8/613@"
Текст письма официально опубликован не был