Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу МЧС России
10.10.2016 N 448
Перечень типовых мероприятий профилактических операций, проводимых при угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций
Настоящий перечень мероприятий разработан с целью формирования единого подхода к подготовке и проведению органами надзорной деятельности МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах.
Перечень определяет совокупность мер, направленных на исключение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных работ.
Реализация указанных мероприятий планируется и осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы, территориальными подразделениями федеральной противопожарной службы во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом сложившихся масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозируемых угроз.
При необходимости принятия согласованных решений соответствующие вопросы выносятся для рассмотрения и принятия решений Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).
Основными задачами в рамках реализации профилактических операций, проводимых при угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций;
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Операция "Особый противопожарный режим"
1. Установление запрета на проведение профилактических выжиганий сухой травянистой растительности, разведения костров, сжигания мусора, посещения гражданами и въезда автотранспорта в лесные массивы.
2. Контроль проведение уборки территорий предприятий и населённых пунктов от мусора, сухой травы и тополиного пуха, а также наличия защитных минерализованных полос.
3. Корректировка планов взаимодействия с органами власти, другими оперативными службами по недопущению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами.
4. Направление представлений в органы власти о необходимости рассмотрения вопросов введения особого противопожарного режима на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
5. Разработка дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населённых пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческие объединения), подверженных природным пожарам.
6. Контроль состояния противопожарных водоисточников и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки пожарных автомобилей.
7. Организация сходов граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
8. Проведение совещаний с председателями садоводческих объединений по предупреждению пожаров.
9. Организация и проведение инструктажей с персоналом объектов социальной сферы на противопожарную тематику, а также о необходимых действиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
10. Размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара.
11. Информационное освещение дополнительных противопожарных мероприятий в средствах массовой информации, а также с помощью общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - "ОКСИОН").
12. Организация патрулирований территорий межведомственными группами из представителей органов государственного пожарного надзора, в том числе должностных лиц территориальных, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел, лесного контроля и представителей органов местного самоуправления.
13. Применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований пожарной безопасности, в том числе выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Примечание. Операция "Особый противопожарный режим" проводится при ухудшении обстановки с пожарами и введении органами государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления соответствующего режима.
По всем климатическим районам - в апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре.
Операция "ЧС природного характера"
1. Участие в комиссиях по определению и формированию перечня объектов, попавших в зону чрезвычайной ситуации природного характера, оценке их состояния.
2. Участие в комиссиях по определению и формированию перечня пунктов временного размещения людей.
3. Распределение (перегруппировка) сил и средств для оказания помощи в зоне чрезвычайной ситуации.
4. Профилактическая работа в пунктах временного размещения людей на предмет соблюдения требований безопасности, проведение инструктажей, оказание консультационной помощи.
5. Участие в подворовых обходах в целях информирования населения о правилах поведения в случае чрезвычайной ситуации, доставки гуманитарной помощи, выявления нетранспортабельных больных и т.п.
6. Участие в работе оперативных штабов (групп) по ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработка и внесение комплекса дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.
7. Участие в организации мониторинга за соблюдением дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.
8. Участие в организации мониторинга работы стационарных постов и передвижных дозоров за складывающейся обстановкой, соблюдения мер безопасности, защиты населения от чрезвычайной ситуации.
9. Участие в информировании населения о масштабах сложившейся обстановки в результате чрезвычайной ситуации и прогнозах её развития.
10. Участие в информировании населения о местах размещения пунктов временного пребывания граждан, пунктов приёма питания, выдачи гуманитарной и материальной помощи, медицинских средств, консультационных пунктов.
11. Участие в подготовке (корректировке) текстовых информационных сообщений в рамках комплексной системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
12. Оповещение населения с помощью "ОКСИОН", комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - "КСЭОН"), а также локальных систем оповещения.
13. Распространение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
14. Обмен информацией с вышестоящими органами управления, органами управления муниципальных образований, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, силами функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органами прокуратуры Российской Федерации.
15. Участие в работе по ежесуточному контролю за складывающейся обстановкой, а также своевременностью и полнотой принимаемых мер реагирования.
16. Участие в комиссиях по восстановлению объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
17. Организация и проведение профилактических мероприятий по выполнению требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
18. Применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Примечание. Операция "ЧС природного характера" проводится при введении режима чрезвычайной ситуации, связанной с природными явлениями.
Операция "ЧС, вызванная лесными пожарами"
1. Участие в работе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Участие в формировании перечней территорий и объектов защиты, попавших в зону чрезвычайной ситуации. Анализ паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, паспортов безопасности территорий и опасных объектов и предписаний надзорных органов для оценки противопожарной защищенности указанных территорий.
3. Ведение реестра объектов, находящихся в возможной зоне распространения природных пожаров, в том числе остановивших производство.
4. Подготовка перечня предложений, направленных на дополнительную противопожарную защиту вышеуказанных объектов.
5. Принятие мер для максимального привлечения населения, казачества, молодёжных движений к работе по патрулированию населённых пунктов и объектов защиты, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации, а также добровольных пожарных, личного состава воинских подразделений по оказанию посильной помощи при тушении природных пожаров.
6. Организация обмена информацией, координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при возникновении природных пожаров.
7. Проведение мероприятий по контролю за организацией:
передачи сигналов оповещения о произошедшей чрезвычайной ситуации, доведения информации до населения;
информирования населения через средства массовой информации по обстановке и проводимых мероприятиях;
проведения опашки горящего лесного массива, а также дополнительной опашки населенного пункта;
установления естественных препятствий, выгодных для организации защитных рубежей или опорных линий для пуска встречного огня;
мер, направленных на запрет доступа граждан в лесные массивы, в том числе создания соответствующих постов на въездах в лесную зону;
привлечения добровольных пожарных дружин и местного населения с ранцевыми огнетушителями и подручными средствами.
8. Участие в освещении в имеющихся средствах массовой информации проводимой работы, а также ответственности населения за нарушения требований пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах.
9. Инициирование через органы местного самоуправления сходов граждан по вопросам экстренной эвакуации в пункты временного размещения.
10. Проверка противопожарного состояния пунктов временного размещения населения.
11. Участие в патрулировании лесных массивов.
12. Оповещение населения с помощью "ОКСИОН", "КСЭОН", а также локальных систем оповещения.
13. Участие в комиссиях о признании домов, непригодными для проживания, а также комиссиях по восстановлению объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
14. Организация и проведение профилактических мероприятий по выполнению требований в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций.
15. Применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Примечание. Операция "ЧС, вызванная лесными пожарами" проводится в случае введения в установленном порядке чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами, угрожающими безопасности населения.
Операция "ЧС техногенного характера"
1. Участие в комиссиях по определению границ зон, связанных с техногенной чрезвычайной ситуацией.
2. Участие в информировании населения о введении режима чрезвычайной ситуации, а также масштабах сложившейся обстановки в результате чрезвычайной ситуации и прогнозах её развития.
3. Участие в работе оперативных штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработка и внесение комплекса дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.
4. Организация контроля за:
соблюдением требований при организации оповещения населения;
организацией эвакуационных мероприятий;
обеспечением готовности сети наблюдения и лабораторного контроля.
организацией санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживание территорий.
приведением защитных сооружений гражданской обороны в состояние готовности к приёму укрываемых;
укрытием населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
организацией выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты и медицинских средств в установленные сроки.
5. Участие в информировании населения о местах размещения защитных сооружений гражданской обороны, пунктов временного пребывания граждан, санитарно-обмывочных пунктов, пунктов приёма питания, выдачи гуманитарной и материальной помощи, медицинских средств, консультационных пунктов.
6. Участие в подготовке (корректировке) текстовых информационных сообщений в рамках комплексной системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
7. Контроль за готовностью к ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и профессиональных аварийно-спасательных формирований на потенциально опасных объектах, попавших в зону чрезвычайной ситуации.
8. Участие в информировании органов власти, местного самоуправления и прокуратуры о нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий.
9. Оповещение населения с помощью "ОКСИОН", "КСЭОН", а также локальных систем оповещения.
10. Обмен информацией с вышестоящими органами управления, органами управления муниципальных образований, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС, органами прокуратуры Российской Федерации.
11. Участие в организации работы по ежесуточному контролю за складывающейся обстановкой, а также своевременностью и полнотой принимаемых мер реагирования.
12. Участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
13. Участие в комиссиях по восстановлению объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
14. Организация и проведение профилактических мероприятий по выполнению требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
15. Применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Примечание. Операция "ЧС техногенного характера" проводится при введении режима чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением аварии на потенциально опасных, химически опасных, радиационно опасных и биологически опасных объектах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.