Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Проведение расследования несчастного случая
2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС
Расследование несчастных случаев на производстве проводит комиссия, образованная в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В зависимости от места НС, конкретных обстоятельств НС, устанавливается работодатель, который приказом (распоряжением) утверждает состав комиссии по расследованию НС.
Несчастный случай, произошедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай (принимающей стороной). В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.
Несчастный случай, произошедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
Несчастный случай, произошедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
Несчастный случай, произошедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
Участвовать в расследовании НС (в качестве председателя комиссии или единолично) преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт расследования НС на производстве.
Если НС произошел в организации (на объекте), подконтрольной Ростехнадзору, состав комиссии по расследованию несчастного случая должен утверждать руководитель его территориального органа (ч. 13 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации). К полномочиям этого органа отнесен надзор в области промышленной безопасности. Основанием для формирования комиссии в этом случае будет направленное работодателем в территориальный орган Ростехнадзора извещение о несчастном случае на производстве. Конкретный порядок взаимодействия работодателя и территориального органа Ростехнадзора при утверждении состава комиссии законодательно не установлен. Поэтому рекомендуется заранее уточнить в Ростехнадзоре номера телефонов, факсов, а также способы передачи-получения необходимой информации.
Расследование несчастного случая, произошедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Центрального аппарата Роструда), и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда-главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, произошедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов (постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании НС, произошедшего с пострадавшим, для чего пострадавшему или его законному представителю вручается под подпись разъяснение его прав на личное участие в расследовании НС. При этом пострадавший или его доверенное лицо в состав комиссии по расследованию не включается.
2.2. Сроки проведения расследования НС
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
2.3. Действия председателя комиссии - государственного инспектора труда
Постановка задач членам комиссии
Председатель комиссии до начала ее работы проверяет соблюдение требований законодательства по составу комиссии (количество членов, наличие необходимых представителей).
При выявлении нарушений при формировании комиссии работодателю, издавшему приказ по ее составу, выдается предписание о приведении комиссии в соответствие действующему законодательству (привлекается к административной ответственности).
Направления действий членов комиссии по расследованию НС распределяются согласно их должностным обязанностям. Порядок сбора комиссии с указанием даты, времени и места сбора определяет председатель комиссии.
По итогам каждого заседания комиссии оформляется протокол заседания.
2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС
В соответствии со ст. 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 21 приложения 2 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", в ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности - объяснения от пострадавшего по существу происшествия.
Инспектор совместно с членами комиссии выезжает на место НС с целью его осмотра и составления протокола осмотра по установленной форме.
2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС
По результатам выезда на место НС оформляется протокол осмотра по установленной форме.
Обязательными элементами вводной части протокола являются:
1) место и дата производства осмотра;
2) должность, фамилия, инициалы лица, производившего осмотр и составившего протокол;
3) основания производства осмотра;
4) характер происшествия, расположение места осмотра;
5) время начала и окончания осмотра;
6) фамилия, имя и отчество каждого участника осмотра; занимаемая должность представителей учреждений и предприятий; адреса понятых;
7) условия проведения осмотра (освещение, метеорологические или иные условия, влияющие на проведение осмотра).
В целях выполнения требований в протоколе следует отражать:
1) "описывать все действия инспектора, а равно всё, обнаруженное при осмотре... в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра..."
При описании действий инспектора и обнаруженных на месте происшествия предметов и следов необходимо:
а) избегать употребления длинных фраз, неопределенных выражений типа "недалеко", "вблизи" и т.п.; местных выражений и большого количества специальных терминов; использования синонимов при описании одного объекта;
б) последовательно и четко излагать свои мысли;
в) подробно описывать предметы и видимые следы, относящиеся к событию;
г) при описании этих объектов индивидуализировать предметы и следы, чтобы в дальнейшем исключалась возможность их фальсификации, а в случае их утраты основные параметры и признаки объектов остались бы зафиксированными в протоколе;
2) отразить наступившие в ходе осмотра различные обстоятельства (например, изменения погодных условий);
3) отметить, какие технические средства применялись для измерения, фотосъемки, видеозаписи.
В протоколе осмотра места несчастного случая в обязательном порядке отражается следующая информация:
1) обстановка и состояние места происшествия несчастного случая на момент осмотра;
2) описание рабочего места (агрегата, машины, станка, транспортного средства и другого оборудования), где произошел несчастный случай:
2.1) сведения о проведении специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда;
2.2) сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест по условиям труда) (наименование, ИНН);
3) описание части оборудования (постройки, сооружения), материала, инструмента, приспособления и других предметов, которыми была нанесена травма;
4) наличие и состояние защитных ограждений и других средств безопасности;
5) наличие и состояние средств индивидуальной защиты, которыми пользовался пострадавший;
6) наличие общеобменной и местной вентиляции и ее состояние;
7) состояние освещенности и температуры.
В конце протокола отмечаются:
1) время окончания осмотра;
2) объекты, обнаруженные, зафиксированные и изъятые при осмотре; описывается их упаковка, указывается, куда они направлены или кому переданы для хранения;
3) замечания иных участников осмотра;
4) прилагаемые к протоколу осмотра планы, схемы, фотографии.
Дополнительно в протоколе отражаются нарушения, обнаруженные в целом на объекте осмотра, в целях принятия мер инспекторского реагирования.
Далее на месте несчастного случая необходимо вручить запрос на предоставление отсутствующих на объекте документов по всем юридическим лицам, причастным к происшествию, и установить суточный срок на их предоставление.
По прибытии в ГИТ после завершения осмотра места НС инспектор готовит служебную записку на имя руководителя ГИТ, в которой докладывает о совершенном совместном выезде на место НС, отражает категорию происшествия, краткое описание объекта, на котором произошел НС, сведения о пострадавшем, наличие либо отсутствие трудовых отношений, краткие первоначальные обстоятельства и вероятные причины НС, а также информацию о родственниках пострадавшего.
2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия
Проведение опросов
В рамках расследования НС в соответствии 229.2 ТК РФ необходимо проводить опрос должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к произошедшему НС, опрос очевидцев несчастного случая и, если возможно по медицинским показаниям, пострадавшего работника в результате несчастного случая.
Комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшедшего НС, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и, по возможности, объяснение от пострадавшего.
Именно по их объяснениям можно определить обстоятельства и причины НС.
Численность опрошенных варьируется в зависимости от места и обстоятельств несчастного случая.
Порядок проведения опросов изложен в п. 2.11-2.14 настоящих Рекомендаций.
2.7. Сбор материалов, документов
Виды документов, изучаемых при расследовании НС
При расследовании НС комиссией анализируются документы, связанные с работой пострадавшего, допуском пострадавшего работника к самостоятельной работе (инструктажи, обучение, проведение медицинских осмотров [в том числе обязательных психиатрических освидетельствований], обеспечение необходимыми СИЗ и пр.). Анализируются документы, регламентирующие порядок безопасного ведения работ, - инструкции по охране труда, проекты производства работ, технологические карты, эксплуатационная документация на используемое оборудование и т.д. Распорядительные документы, устанавливающие ответственность за безопасное ведение работ на участке, где произошел НС, должностные инструкции ответственных лиц и документы, подтверждающие прохождение должностными лицами соответствующих обучений по охране труда.
Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще не оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.
Документы можно разделить на следующие виды:
1. Характеризующие объект происшествия в целом:
а) проектная и монтажная документация, включая изменения, связанные с монтажом, эксплуатацией и ремонтом объекта;
б) акт приемки объекта в эксплуатацию;
в) относящиеся к объекту стандарты, технические условия;
г) акты обследования и предписания органов надзора.
2. Характеризующие состояние оборудования:
а) его технический паспорт и комплектовочная ведомость;
3. Характеризующие выполнявшуюся работу:
а) технологический регламент (его разделы с описанием стадий производственного процесса, технологических режимов эксплуатации оборудования и допустимые отклонения);
б) наряды-задания, наряды-допуски, рабочие наряды, маршрутные (путевые) листы;
в) планы работ;
г) дневники, журналы и графики работ;
д) акты промежуточных работ;
е) записи в вахтенных и сменных журналах, операционных листах о режиме работы оборудования, времени его пуска и отключения, показаниях контрольно-измерительных приборов, отклонениях от установленных параметров и возникших в связи с этим аномалиях, мерах по их устранению и полученных результатах;
ж) записи в журналах регистрации лабораторных анализов сырья, готовой продукции;
з) картограммы автоматической записи технологических процессов;
и) инструкции по эксплуатации оборудования.
4. Регламентирующие безопасность работ:
а) общие, межотраслевые, отраслевые, локальные нормативные акты;
б) инструкции и правила эксплуатации оборудования (завода-изготовителя);
в) инструкции по охране труда по профессиям, для отдельных работ и оборудования;
г) разделы технологического регламента с требованиями безопасности к данному виду работ и рабочему месту;
д) инструкции по поведению работающих в регламентных условиях;
е) инструкции по составлению планов ликвидации аварий и сами планы;
ж) приказы и распоряжения по распределению обязанностей в сфере охраны труда;
з) разделы инструкций для инженерно-технических работников, касающиеся обеспечения безопасности труда.
5. Документы, регламентирующие трудовую деятельность работника.
а) трудовой договор;
в) правила внутреннего трудового распорядка;
г) приказ о приеме на работу;
д) коллективный договор (при наличии);
е) трудовая книжка;
ж) табель учета рабочего времени;
з) должностная инструкция;
к) график отпусков.
2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС
Материалы расследования НС включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию НС;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места НС, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств НС.
2.9. Предоставление работодателем документов
Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы представленных документов, после чего с них снимаются и заверяются копии (делаются выписки). Документы с надлежаще не оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.
2.10. Анализ полученных документов
Члены комиссии знакомятся с собранными документами, которые анализируются на предмет соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии
Основным кругом лиц в проведении опросов являются:
- должностные лица организации, в которой произошел НС (непосредственный руководитель пострадавшего, генеральный директор) - при опросе должностных лиц организации рассматривать вопросы по факту проведенного анализа представленных документов;
- свидетели и(или) очевидцы НС - при опросе свидетелей и(или) очевидцев грамотная постановка и детализация вопросов поможет убедиться государственному инспектору труда в доводах о правильности или неправильности организации производственного процесса;
- пострадавший - при опросе пострадавшего следует рассматривать все этапы его работы с момента прихода на предприятие, так как достаточно часто при правильной постановке вопросов можно с помощью показаний пострадавшего определить, правильно ли была организована его работа со стороны администрации предприятия, особенно в рамках создания безопасных условий труда пострадавшему.
Ключевым моментом, почему опросы рекомендуется проводить после сбора документов, является то, что при таком регламенте действий государственный инспектор труда проводит опросы с каждым из фигурантов уже с готовой платформой сформулированных вопросов с целью определения ответственных лиц за допущенные нарушения.
2.12. Составление протокола опроса
Опрос проводится под протокол, в котором отражаются данные об опрашиваемом, ответы на поставленные вопросы. Форма протокола утверждена приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, форма 6. Протокол подписывается лицами, участвующими в опросе.
Протоколы опросов пишутся от руки либо с применением оргтехники. Помарки и исправления не допускаются.
2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц
В рамках расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.2 ТК РФ необходимо проводить опрос должностных лиц, имеющих отношение к произошедшему несчастному случаю.
В ходе опроса должностных лиц необходимо установить обязанности, закрепленные за ними по соблюдению требований безопасности при ведении работ, установить, каким образом было осуществлено обеспечение безопасности при выполнении работ, проводился ли инструктаж с пострадавшим, был ли он обеспечен необходимыми средствами индивидуальной защиты, проводилось ли с ним обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проходил ли пострадавший медицинский осмотр, был ли получен наряд-допуск на проведение работ, какие меры безопасности предусмотрены в проекте производства работ, установить, какая была разработана организационно-распорядительная документация по обеспечению требований безопасности на объекте производства работ и был ли с ней ознакомлен пострадавший. Для объективного и аргументированного определения ответственных за допущенные нарушения лиц проведение вышеуказанных опросов рекомендуется проводить после сбора документов по несчастному случаю, так как для проведения опроса при этом будет готова платформа четко сформулированных вопросов, то есть у инспектора появится возможность максимально детализировать вопросы, имеющие значение для доказательной базы.
К объяснениям руководителей работ следует подходить критически, потому что они зачастую непосредственно несут ответственность за допущенные нарушения правил охраны труда, а также за неправильные действия подчиненных работников, поэтому иногда пытаются дать необъективные сведения об обстоятельствах происшествия. Данные ими сведения необходимо подтвердить или опровергнуть в объяснениях других лиц. Предпочтение отдается фактам, изложенным в объяснениях незаинтересованных лиц.
2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших
В процессе расследования несчастного случая важное значение имеют объяснения очевидцев. Комиссия выявляет и опрашивает очевидцев произошедшего НС. Именно по их объяснениям можно определить обстоятельства и причины НС. Неправильно отказываться от чьих-либо объяснений на том основании, что всё уже известно и дополнительные сведения не требуются. Каждое объяснение может подтвердить достоверность уже имеющихся данных, дополнить их или уточнить, а в ряде случаев и поставить их под сомнение. Опрос очевидцев НС не следует откладывать. Его надо провести параллельно с осмотром места НС или непосредственно после него, чтобы исключить сокрытие от комиссии того или иного факта, и в отдельном помещении. Заинтересованные лица не должны присутствовать при опросе, так как они словом или жестом могут повлиять на ход опроса или написание объяснения.
Опрос очевидцев НС должен иметь форму непринужденной беседы. Никакие требования, предупреждения об ответственности за неправильные показания, а тем более угрозы при этом недопустимы. Нельзя заведомо, до заключения комиссии, подчеркивать, что несчастный случай произошел по вине опрашиваемого.
Примерный перечень вопросов очевидцу НС:
1. Где находился очевидец в момент несчастного случая и что он в это время там делал.
2. Если выполнял работу совместно с пострадавшим, то необходимо выяснить:
2.1. Кто давал задание на работу, при выполнении которой произошел несчастный случай. Как она должна была выполняться, какие меры безопасности при этом необходимо было соблюдать. Как фактически выполнялось задание и почему именно так.
2.2. Проводился ли инструктаж по работе, при выполнении которой произошел несчастный случай, кто его проводил, где и когда. Содержание инструктажа.
2.3. Ознакомлены ли рабочие, выполняющие задание, с инструкцией по охране труда при выполнении данной работы.
2.4. Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Причины неприменения (неношения).
2.5. Состояние рабочего места, наличие ограждающих устройств, блокировок, средств сигнализации, плакатов и знаков безопасности.
2.6. Приходилось ли раньше выполнять такую работу пострадавшему и очевидцу. Соответствовала ли выполняемая работа профессии очевидца.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.8.* Как обычно выполнялась очевидцем и другими работниками данная работа, при выполнении которой произошел несчастный случай? Допускались ли нарушения правил техники безопасности (какие именно) при выполнении таких работ. Реакция на нарушения со стороны административно-технического персонала. Принимаемые ими меры к нарушителям. Привести примеры.
2.9. Какую конкретно операцию выполнял пострадавший перед несчастным случаем, в каком положении, каким инструментом. Кто из работников находился в это время рядом с местом, где выполнялась работа.
3. Как вел себя пострадавший до несчастного случая, в момент происшествия и после него.
4. Были ли слышны сигналы об опасности и как реагировали на это пострадавший и работающие с ним лица.
5. Мнение очевидца о причинах несчастного случая.
6. Кому сообщил очевидец о произошедшем несчастном случае и его действия после происшествия.
7. Кем и какие были приняты меры по оказанию пострадавшему первой помощи. Какие медицинские средства использовались при оказании первой помощи.
8. Когда, кто и как сообщил в скорую медицинскую помощь о произошедшем несчастном случае. Когда машина скорой медицинской помощи прибыла на объект. На каком транспорте, когда и кем пострадавший был доставлен в лечебное учреждение.
2.15. Установление обстоятельств НС
Комиссией устанавливаются события, предшествовавшие НС и непосредственно с ним связанные. Изучаются объяснения очевидцев, должностных лиц и самого пострадавшего. Анализируются собранные комиссией материалы.
Чем полнее и объективней будут установлены обстоятельства НС, тем точнее будет определение причин и больше гарантий правильности принятого решения о мероприятиях по предупреждению травматизма.
2.16. Запрос материалов проверки из следственных органов
Для установления объективных обстоятельств НС при проведении расследований необходимо сделать запрос в следственные органы о предоставлении материалов проверки КУСП (книги учета сообщений о преступлениях).
Примерный перечень материалов:
- копия протокола осмотра места происшествия, составленного сотрудником СК с указанием нарушений требований охраны труда;
- копии протоколов опросов очевидцев и(или) свидетелей НС, составленных сотрудником СК;
- копии протоколов опросов должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший, составленных сотрудником СК;
- иные материалы и документы, устанавливающие порядок безопасного ведения работ на объекте, где произошел НС (изъятые журналы регистрации инструктажей по охране труда, проекты производства работ, инструкции по охране труда и прочие материалы).
2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы
Получение результатов экспертизы и их изучение
Повышенного внимания требует изучение всех обстоятельств НС, произошедших при эксплуатации приборов, станков, машин, оборудования и других средств производства в результате воздействия этого оборудования на работника, а также в результате нарушений технологических процессов. В целях объективной оценки таких НС после обследования места НС и изучения первичных документов инспектором должны быть рассмотрены вопросы о целесообразности выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертных работ с привлечением аккредитованных специалистов-экспертов, которые в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ должны проводиться за счет средств работодателя.
Инспектором принимается решение о проведении экспертизы за счет средств работодателя.
Основные вопросы, которые устанавливаются по результатам экспертизы:
- заключение о соответствии и состояния оборудования, иных технических средств нормативным требованиям охраны труда;
- заключение о технических причинах и механизме происшествия;
- заключение о соответствии технологии выполнения работ государственным нормативным требованиям охраны труда;
- заключение об организационных недостатках выполнения технологической операции, нарушений правил охраны труда и о лицах, ответственных за допущенные нарушения.
2.18. Медицинская экспертиза
Основные группы разрешаемых вопросов
Медицинская экспертиза направлена на установление последствий травмирования и выявление у пострадавшего медицинских противопоказаний к допуску к соответствующей работе, алкогольного или иного опьянения.
Основные вопросы, которые устанавливаются по результатам экспертизы:
- какова причина смерти пострадавшего;
- какие повреждения причинены пострадавшему, каковы их характер и локализация;
- соответствовало ли состояние здоровья пострадавшего медицинским требованиям, предъявляемым при допуске к выполнению определенного вида работы (или при наличии вредных производственных факторов), если нет, то какие имелись противопоказания;
- не обусловлено ли заболевание данного лица, вызвавшее потерю трудоспособности, вредными условиями труда, которые могли действовать на пострадавшего;
- находилось ли данное лицо в состоянии алкогольного опьянения, если да, то какова его степень; соответствуют ли такие-то сведения о времени употребления этим лицом алкоголя и его количества результатам экспертизы.
2.19. Продление сроков расследования
Если возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств НС, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, дополнительного получения соответствующих медицинских и иных заключений, то сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается по согласованию с руководителем ГИТ, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа. В случае, если закончить расследование НС в указанные сроки не представляется возможным, в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия либо в суде, то решение о продлении срока расследования НС принимается по согласованию с этими организациями, органами или с учетом принятых ими решений. Распоряжение о продлении сроков расследования, а также все документы, подтверждающие правомерность продления сроков прикладываются к материалам расследования НС.
2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующую ГИТ, уполномоченную на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Далее организуется расследование по установленному порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.