Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1113591-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенному О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1113591-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) пунктом 7, в соответствии с которым организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания наделяются обязанностью обеспечивать личную безопасность потребителей (покупателей) алкогольной продукции, иных посетителей организаций общественного питания, а также своих работников во время из нахождения в соответствующих организациях общественного питания.
В случае несоблюдения указанных требований законопроектом также предлагается приостанавливать решением лицензирующего органа действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предложенные изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ направлены на снижение количества преступлений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. По мнению автора, места употребления алкогольной продукции являются потенциально конфликтными и опасными для жизни и здоровья граждан. Принятие законопроекта обезопасит организации общественного питания от конфликтов и драк, в том числе со смертельным исходом.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Необходимость обеспечения личной безопасности посетителей не связана с указанными отношениями и относится к вопросам, касающихся сферы охраны общественного порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений являются одними из основных направлений деятельности полиции. При этом, для выполнения указанных обязанностей полиция наделена соответствующими права, в частности, правом требовать от граждан прекращения противоправных действий, правом проверять документы, удостоверяющие личность и др., в то время как организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства такими правами не обладают.
Комитет отмечает, что предлагаемая автором формулировка "обеспечение личной безопасности" в действующем законодательстве не используется. Указанная формулировка требует уточнения, так как в законопроекте не содержится перечня требований или комплекса мер, с помощью которых данная безопасность может быть обеспечена.
По мнению Комитета, возложение дополнительных обязанностей на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания повлечет дополнительные расходы участников алкогольного рынка, в связи с оплатой услуг, осуществляемых охранными структурами, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
Кроме того, согласно пункту 6 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 указанных Правил, под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
Согласно пункту 5.3. ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года N 1676-ст, на предприятиях (объектах) общественного питания различных типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1113591-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.