Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - 415-ФЗ).
Таким образом, изменения вносимые законопроектом обеспечивают сбалансированность федерального бюджета в 2017 году.
Законопроект не предусматривает изменение показателей, утвержденных Федеральным законом N 415-ФЗ на плановый период 2018 и 2019 годов.
В соответствии с законопроектом общий объем доходов федерального бюджета на 2017 год составит 14 678,8 млрд. рублей (15,9% к ВВП), или на 1 191,3 млрд. рублей (0,4% к ВВП) больше объема, установленного Федеральным законом N 415-ФЗ.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году ожидаются в сумме 5 769 478,8 млн. рублей (6,3% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году оцениваются в объеме 8 909 351,7 млн. рублей (9,6% к ВВП).
По сравнению с Федеральным законом N 415-ФЗ ожидаемые в 2017 году доходы федерального бюджета увеличатся на 1 191 263,7 млн. рублей
Увеличение нефтегазовых доходов связано с ростом прогнозируемой цены на нефть марки "Юралс" (с 40,0 до 45,6 долларов США за баррель) и на газ природный (с 169,3 до 182,6 долларов США за тыс. куб.м для дальнего зарубежья), при снижении курса доллара США по отношению к рублю (с 67,5 руб./доллар США до 64,2 руб./доллар США).
Объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в 2017 году оценивается в сумме 3 780 436,1 млн. рублей, что на 494 938,4 млн. рублей или на 15,1% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ.
Объем поступлений налога на добычу прочих полезных ископаемых и налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации в 2017 году оценивается в сумме 36 866,4 млн. рублей, что на 2 089,8 млн. рублей или на 6,0% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ.
Объем поступлений регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в 2017 году оценивается в сумме 20 869,6 млн. рублей, что на 2 926,6 млн. рублей или на 16,3% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ
Объем поступлений водного налога в 2017 году оценивается в сумме 2 278,0 млн. рублей, что на 71,5 млн. рублей или на 3,0% меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ, в связи с сокращением объемов водопользования в соответствии с лицензиями и последовательным переходом на договорные отношения.
Объем поступлений сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в 2017 году оценивается в сумме 433,8 млн. рублей, что на 26,2 млн. рублей или на 6,4% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ, что связано с ростом объемов пользования объектами водных биологических ресурсов.
Поступление платежей при пользовании природными ресурсами в 2017 году оценивается в сумме 263 978,1 млн. рублей, что на 20 426,3 млн. рублей или на 8,4% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ.
Общий объем расходов федерального бюджета составит 16 602,6 млрд. рублей (18,0% к ВВП), что на 361,8 млрд. рублей больше объема, установленного Федеральным законом N 415-ФЗ. Доля расходов к объему ВВП снижается на 0,7 процента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение утвержденного на текущий финансовый год общего объема расходов федерального бюджета не может превышать суммы увеличения прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Прогнозируемый объем ненефтегазовых доходов в 2017 году увеличился на 471 824,3 млн. рублей, который законопроектом предусматривается направить на замещение выпадающих источников финансирования дефицита в сумме 109 992,2 млн. рублей и на увеличение расходов в сумме 361 832,1 млн. рублей.
В целом рост расходов федерального бюджета на 2017 год складывается за счет увеличения расходов на реализацию отдельных направлений на 386 679,8 млн. рублей и сокращения расходов по иным направлениям на 24 847,7 млн. рублей.
Дефицит федерального бюджета составит 1 923,8 млрд. рублей (2,1% к ВВП), что на 829,5 млрд. рублей (или на 1,1% к ВВП) ниже показателя, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ.
Покрытие дефицита федерального бюджета планируется осуществить за счет:
источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 2 219,3 млрд. рублей, что на 736,8 млрд. рублей меньше объема, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ;
источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (-) 295,5 млрд. рублей, что на 92,7 млрд. рублей больше объема, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год по предложениям ответственных исполнителей (исполнителей) государственных программ Российской Федерации (далее - государственная программа) и главных распорядителей средств федерального бюджета в общем объеме 71 608,5 млн. рублей.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы в 2017 году предусмотрены в сумме 33 888,2 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программе уменьшен на 286,5 млн. рублей и составляет 33 601,7 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 237,3 млн. рублей;
реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" с учетом фактической потребности в использовании средств софинансирования в сумме 41,9 млн. рублей;
строительство научно-исследовательского стационара с визит-центром на м. Покойный на территории Байкало-Ленского заповедника в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" в связи с отсутствием по состоянию на 31 марта 2017 года утвержденной в установленном порядке проектной документации в сумме 7,3 млн. рублей.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в 2017 году предусмотрены в сумме 49 960,0 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 58,5 млн. рублей и составляет 49 901,5 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", в сумме 58,5 млн. рублей в связи с отсутствием на 31 марта 2017 года утвержденной в установленном порядке проектной документации на инвестиционные проекты (стабилизация русловых процессов р. Амур в Еврейской автономной области (58,5 - 65,5, 47,5 - 49,5 км судового хода) и строительство административно-производственного здания ФГУ "Донводинформцентр" в г. Ростове-на-Дону).
Вместе с тем анализ исполнения расходов федерального бюджета за предыдущие годы по ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" свидетельствует о систематическом недовыполнении запланированных мероприятий, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, приводит к неэффективному использованию средств федерального бюджета.
Субъектами Российской Федерации по соглашениям, заключенным с Росводресурсами, не обеспечено достижение значений показателей результативности исполнения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий по мероприятиям ФЦП.
Комитет неоднократно отмечал, что в сложных экономических условиях последних лет необходимо повышение финансовой дисциплины и качества финансового управления водного хозяйства.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы в 2017 году предусмотрены в сумме 27 493,7 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 564,8 млн. рублей и составляет 26 928,9 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидии ФБУ "Российский музей леса" на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение государственных работ и услуг в связи с необходимостью уплаты налога на имущество и земельного налога в результате оформления документов на здание и земельный участок в 2016 году, а также замены электропроводки и электрических счетчиков по рекомендациям пожарного надзора в сумме 2,2 млн. рублей;
финансовое обеспечение деятельности ФГКУ "Рослесресурс" для уплаты транспортного налога в связи с увеличением налогооблагаемой базы (приобретение в 2016 году 3-х автомобилей) в сумме 0,1 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию соглашения по проекту Международного банка реконструкции и развития "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" с учетом фактической потребности в использовании средств софинансирования в сумме 547,8 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 12,9 млн. рублей;
финансовое обеспечение деятельности ФГКУ "Рослесресурс" в части осуществления публичных мероприятий Рослесхоза на проведение общесистемных совещаний, конференций, семинаров в результате приоритизации мероприятий программы в сумме 6,4 млн. рублей.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2017 году предусмотрены в сумме 11 048,3 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 8,6 млн. рублей и составляет 11 039,7 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
закупку горюче-смазочных материалов в рамках проводимой работы по обеспечению повышения эффективности борьбы с браконьерством в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в сумме 12,3 млн. рублей;
выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде работников, а также членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при расторжении трудовых договоров исходя из числа переезжающих сотрудников ФГБУ "Сахалинрыбвод" и членов их семей в сумме 0,4 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности зарубежного аппарата Росрыболовства, на командировочные, иные выплаты и компенсации работникам зарубежного аппарата Росрыболовства на сумму остатков средств, сложившихся на счетах загранучреждений в сумме 12,3 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 8,6 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям Росрыболовства на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с уточнением графика отпусков в сумме 0,4 млн. рублей.
Таким образом, указанные изменения государственных программ фактически представляют собой перераспределение средств в целях оптимизации их использования. В этой связи предусмотренные законопроектом изменения расходов по государственным программам природоресурсного профиля в целом видятся положительными.
В части государственной программы "Управление федеральным имуществом" следует отметить уменьшение законопроектом на 13,9 млн. рублей объема бюджетных ассигнований на ее реализацию, которые в результате составили 22 957,4 млн. рублей вместо 22 971,3 млн. рублей, ранее предусматриваемых Федеральным законом N 415-ФЗ, что является следствием оптимизации расходов на содержание предприятий Росрезерва.
Законопроектом доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2017 году оценены в размере 695 883,4 млн. рублей, что на 6 767,9 млн. рублей (1,0 процент) меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 415-ФЗ. Вместе с тем, на основании того, что до настоящего времени большинство органов управления акционерных обществ не приняли соответствующих корпоративных решений в законопроекте сохранен неименным в размере 483 млрд. рублей предусмотренный Федеральным законом N 415-ФЗ прогноз величины поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации. При этом в связи с сохраняющимся риском недопоступления доходов - в виде 156 млрд. рублей от "Роснефтегаза", который не считает себя государственной компанией и не намерен перечислять дивиденды в федеральный бюджет, а также около 100 млрд. рублей от "Газпрома", планирующего направить на выплату дивидендов только 20 процентов чистой прибыли вместо предполагаемых 50 процентов - Правительством Российской Федерации в законопроекте предусмотрена норма о возможности использования дополнительно еще 200 млрд. рублей сверх запланированных для финансирования бюджетного дефицита расходов Фонда национального благосостояния в размере 663,5 млрд. рублей.
Вносимые законопроектом изменения по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в частности обусловлены уменьшением на 96 141,1 млн. рублей объема поступлений в федеральный бюджет средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, что обусловлено невысокой вероятностью проведения в 2017 году приватизации пакета акций Банка ВТБ.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2017 году предусмотрены в сумме 105 861,8 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 813,0 млн. рублей и составляет 106 674,8 млн. рублей. Комитетом поддерживается данное положение законопроекта. В пояснительной записке к законопроекту указывается, в чем именно заключаются изменения.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
софинансирование из федерального бюджета по проекту Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" в сумме 988,7 млн. рублей;
предоставление субсидии на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий", в г. Березники в связи с ростом средней рыночной стоимости 1 кв.м., а также в целях финансового обеспечения дополнительной площади (из расчета 3,85 кв.м. на 1 квартиру) гражданам, подлежащим расселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в сумме 683,4 млн. рублей;
строительство очистных сооружений канализаций производительностью 50 тыс.м3/сутки и глубоководного выпуска по улице Солнцедарская, б/н в г. Геленджик в сумме 150 млн. рублей;
обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации в целях погашения задолженности по уплате ежегодного взноса в Программу Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), сложившейся в связи с ростом курса иностранных валют по отношению к рублю в предыдущие периоды, в сумме 0,7 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
использование средств займа Международного банка реконструкции и развития по проекту "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", обусловленного внесением поправок в Соглашение о займе, связанных с изменением процента финансирования за счет заемных средств и средств софинансирования в сумме 988,7 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, выраженных в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 69,9 млн. рублей;
реализацию соглашения по проекту Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" с учетом фактической потребности в использовании средств займа в сумме 0,7 млн. рублей;
оплату труда лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 625 в сумме 0,5 млн. рублей.
В целом, Комитет отмечает, что финансовое обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" должно подчиняться и определяться на основе целей и задач данной программы.
Одной из таких задач данной государственной программы является расселение аварийного жилищного фонда. Однако в паспорте государственной программы отсутствует ряд важнейших показателей, не позволяющих оценить ее эффективность и исполнимость.
Например, значения показателей общей площади аварийного жилищного фонда, из которого должно быть осуществлено переселение граждан) приведены в проекте паспорта программы только для 2016 и 2017 годов, а в части дальнейшего периода содержится следующее пояснение "значение показателя на 2018-2020 годы будут установлены после определения Правительством Российской Федерации механизма переселения граждан из аварийного жилого фонда на период после 2017 года". Следовательно, становится затруднительным оценить достаточность бюджетных средств, предусмотренных в законопроекте на эти цели.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.