Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за нарушения, связанные с привлечением и использованием иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) на объектах строительства.
В наименовании и тексте проекта применено понятие "иностранная рабочая сила". Следует отметить, что в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) данное понятие применяется в контексте статьи 18.1 "Особенности регулирования рынка труда иностранных работников". В статьях 2, 13, 13.2, 13.5, 13.6 Федерального закона, регулирующих трудовую деятельность иностранных граждан, и, соответственно, в главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) используется понятие "иностранный работник".
В примечании 2 к статье 18.15 Кодекса следует указать номера статей, на которые будет распространяться правило, установленное в данном примечании, а не делать отсылочную норму общего характера (см. например, статьи 13.3, 14.31, 15.3, 18.16 Кодекса).
Проектируемое примечание 3 к статье 18.15 Кодекса представляется излишним, поскольку для привлечения к административной ответственности основанием является факт совершения правонарушения, в данном случае - незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина. Факт привлечения разными работодателями одного и того же иностранного гражданина или разных иностранных граждан значения не имеет.
Неясно, о каких локальных нарушениях правил говорится в наименовании новой статьи 18.16.1 Кодекса. В отношении части 1 данной статьи следует отметить, что объектом правонарушения в данном случае является нарушение миграционного законодательства, а не трудового законодательства. Следовательно, ответственность должна предусматриваться за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на объектах строительства (см. состав аналогичного административного правонарушения в статье 18.16 Кодекса). Кроме того, обращаем внимание, что в санкции части 1 статьи 18.16 Кодекса предусмотрено административное приостановление деятельности.
Кроме того, нуждается в корректировке санкции частей статьи 18.16.1 Кодекса в части субъектов административной ответственности.
Подлежит уточнению объективная сторона составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 18.16.1 Кодекса. Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан на объектах строительства подразумевает нахождение указанных граждан на территории объекта и их размещение. Соответственно, составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, охватываются действия, предусмотренные в частях 2 и 3. Иные случаи незаконного нахождения иностранных граждан на объектах строительства, связанные, например, с вопросами безопасности людей или особым режимом самого объекта строительства, не относятся к нарушениям миграционного законодательства Российской Федерации.
В санкциях частей 1-3 статьи 18.16.1 Кодекса предусмотрен размер административного штрафа, налагаемого на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, без учета того, что согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса данные лица несут административную ответственность как должностные лица, для которых частью 1 статьи 3.5 Кодекса установлен максимально возможный размер штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. Поскольку в примечании к статье 2.4 Кодекса для индивидуальных предпринимателей предусмотрена возможность выступать иным субъектом административной ответственности, проектируемую статью 18.16.1 Кодекса следует дополнить примечанием соответствующего содержания (см., например, примечание 1 к статье 7.1, 7.23.3, 11.15.1, 11.32 Кодекса).
В проекте необходимо уточнить орган власти, рассматривающий дела об административных правонарушениях, с учетом наказаний, предусмотренных статьей 18.16.1 Кодекса.
В статье 2 проекта следует уточнить дату вступления федерального закона в силу.
Исполняющий обязанности |
Д.Г. Правдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.