Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 101467-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 101467-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам, связанным с признанием и исполнением приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации доходов, полученных преступным путем.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге 8 ноября 1990 года и ратифицированная Российской Федерацией 28 мая 2001 года, возлагает на ее участников обязанность обеспечивать сотрудничество по исполнению постановлений о конфискации имущества по уголовным делам, принятию необходимых предварительных мер, таких как замораживание или арест имущества, с целью предотвращения любых сделок, передаче или распоряжению имуществом, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации или объектом удовлетворения этого запроса.
В связи с изложенным законопроектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации главой 55.1, которая предусматривает основания признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем; требования к запросу компетентного органа иностранного государства о признании и исполнении указанных приговоров и постановлений иностранных судов; подсудность этих запросов и порядок их рассмотрения судом Российской Федерации; перечень оснований, при наличии которых суд Российской Федерации может отказать в исполнении запроса; виды, форму и содержание решений суда Российской Федерации, принимаемых по результатам рассмотрения таких запросов, а также порядок исполнения решения суда Российской Федерации.
В частности, основанием принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, является, согласно проектной статье 472.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, постановление суда Российской Федерации, принятое в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности по результатам рассмотрения переданных в установленном порядке запроса компетентного органа иностранного государства и соответствующего приговора, постановления суда иностранного государства. Под доходами, полученными преступным путем, как указанно в данной статье, понимается имущество, указанное в статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом законопроектом (проектная статья 472.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) предоставляется суду право выносить постановление об отказе в признании приговора, постановления суда иностранного государства и их принудительном исполнении при наличии таких обстоятельств, как, например: исполнение приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации имущества противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации; исполнение приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации имущества может нанести ущерб суверенитету или безопасности или иным существенным интересам Российской Федерации; имущество, которое подлежит конфискации, находится на территории, на которую не распространяется юрисдикция Российской Федерации; законодательство Российской Федерации не предусматривает конфискации имущества за деяние, аналогичное деянию, в связи с которым приговором, постановлением суда иностранного государства назначена конфискация; приговор, постановление суда иностранного государства о конфискации имущества не могут быть исполнены по причине истечения срока давности или иному основанию, предусмотренному Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность международного сотрудничества по вопросам противодействия организованной преступности.
Концепция законопроекта поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе названный проект федерального закона принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.