Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 16-КГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта",
на определение Волгоградского областного суда от 21 июня 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 августа 2016 г. и определение Волгоградского областного суда от 15 ноября 2016 г. по материалам истребованного дела
по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" о признании недействующим пункта 1 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25 декабря 2015 г. N 56/4 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования закрытого акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области Зязиной И.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ЗАО "Бекетовское ППЖТ") обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25 декабря 2015 г. N 56/4 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ЗАО "Бекетовское ППЖТ" (далее - приказ от 25 декабря 2015 г. N 56/4).
В обоснование заявленного требования общество указало, что установленные для предприятия тарифы на 2016 год являются экономически необоснованными, оспариваемый приказ от 25 декабря 2015 г. N 56/4 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем нарушаются права и законные интересы организации.
Определением Волгоградского областного суда от 21 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 августа 2016 г., производство по административному делу прекращено.
Определением Волгоградского областного суда от 15 ноября 2016 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, ЗАО "Бекетовское ППЖТ", ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит отменить определение Волгоградского областного суда от 21 июня 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 августа 2016 г. и определение Волгоградского областного суда от 15 ноября 2016 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представители ЗАО "Бекетовское ППЖТ", прокуратуры Волгоградской области в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы ЗАО "Бекетовское ППЖТ" и материалов дела нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что регулирующим органом в рамках его полномочий фактически были утверждены индивидуальные тарифы для конкретных и определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта, с которыми заключены договоры о транспортном обслуживании, то есть в отношении 32 контрагентов, а также для конкретных объектов (пяти станций примыкания: Бекетовская, Татьянка-Южная, Татьянка, Шпалопропитка, Волжская), поэтому, по мнению суда, оспариваемый приказ от 25 декабря 2015 г. N 56/4 является ненормативным правовым актом, в связи с чем заявленное требование общества может быть оспорено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод судов о том, что оспариваемый приказ является ненормативным правовым актом и не может быть оспорен обществом в порядке административного судопроизводства основан на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области, согласно постановлению Правительства Волгоградской области от 6 февраля 2014 г. N 32-п (в редакции от 25 января 2016 г.) "Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области", является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 2 июня 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. N 1-ОД, частью 1 статьи 29, частями 4, 6 статьи 30 Закона Волгоградской области от 9 декабря 2014 г. N 169-ОД, пунктом 2 статьи 32 и пунктом 2 статьи 36 Закона Волгоградской области от 1 октября 2002 г. N 736-ОД (в редакции от 3 ноября 2009 г.), пунктами 4, 5 Положения, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2007 г. N 2110, установлен порядок вступления в силу нормативных правовых актов Волгоградской области, согласно которому, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области (структурных подразделений Администрации Волгоградской области) вступают в силу со дня их подписания, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области (структурных подразделений Администрации Волгоградской области) по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Волгоградской области является газета "Волгоградская правда".
Приказ Комитет тарифного регулирования Волгоградской области от 25 декабря 2015 г. N 56/4 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ЗАО "Бекетовское ППЖТ" опубликован в официальном печатном издании - газете "Волгоградская правда", N 193, 29 декабря 2015 г.
Вывод суда о том, что обжалуемый приказ рассчитан на определенный круг лиц (исчерпывающий перечень лиц, состоящий из 32 организаций) является несостоятельным, поскольку приказ не содержит указаний относительно какого- либо перечня организаций, в части применения для них тарифа, а равно и то, что он не лишает возможности иных контрагентов (физических и юридических лиц) пользоваться установленными регулирующим органом тарифами.
Из содержания приказа следует, что тарифы установлены по станциям примыкания в соответствии с перечнем таких станций, что свидетельствует о применении и действии установленных тарифов для неопределенного круга лиц.
Таким образом, приказ Комитет тарифного регулирования Волгоградской области от 25 декабря 2015 г. N 56/4 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ЗАО "Бекетовское ППЖТ" отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку издан в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий в сфере нормативно-правового регулирования транспортных тарифов, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги организациями и физическими лицами в соответствии с установленным тарифом на транспортные услуги, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Также оспариваемый приказ прошел порядок официального опубликования в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что оспариваемый приказ относится к числу ненормативных правовых актов, а равно и то, что заявленное требование может быть оспорено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются ошибочными.
В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Волгоградского областного суда от 21 июня 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 августа 2016 г. и определение Волгоградского областного суда от 15 ноября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Волгоградской областной суд в ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 16-КГ17-19
Текст определения официально опубликован не был