Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом закона предлагается внести в Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения, устанавливающие ограничение на замещение государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, должностей в органах управления государственных корпораций и государственных компаний для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации преступления с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, а также если преступление повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Комитет отмечает, что правовой статус лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, иными правовыми актами. При этом указанный статус не отличается единообразием.
В соответствии с действующим законодательством наличие судимости в прошлом либо уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, является препятствием для замещения отдельных государственных должностей Российской Федерации и поступления на государственную службу в государственные органы, к функциям которых относятся обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина и т.п.
Подобное ограничение установлено, например, для судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел. Необходимость введения такого ограничения обусловлена задачами, принципами организации и функционирования соответствующих государственных органов, а также специфическим характером деятельности этих лиц.
Кроме того, ряд государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей замещаются по результатам выборов.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" установлено, что пассивное избирательное право (право быть избранным Президентом Российской Федерации, на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа, выборным должностным лицом) ограничено для граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; для осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости.
Указанные нормы законодательства о выборах не содержат бессрочного ограничения пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации по признаку судимости.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 20-П бессрочное лишение гражданина права быть избранным представляет собой такое ограничение данного права, которое затрагивает само его существо, делает невозможным осуществление права как такового ни в какой форме на протяжении всей жизни гражданина и после отбытия им наказания, т.е. в нарушение статей 3 (части 2 и 3), 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации превращается именно в отмену пассивного избирательного права, что недопустимо. При этом, недопустимость бессрочного лишения граждан данного права не может быть преодолена ни федеральным законом, ни международно-правовым договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение преступлений может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такое наказание устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данное наказание устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
Согласно статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, связанные с судимостью.
Установление предлагаемых законопроектом оснований для запрета на замещение должностей государственной и муниципальной службы не в полной мере согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что налагаемые на лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, должны соотноситься с их общественной опасностью, а также быть адекватными ей (постановления от 14.11.2005 N 10-П, от 18.07.2013 N 19-П).
Кроме того, большую часть государственных гражданских и муниципальных служащих составляют лица, которые не наделены правом принятия юридически значимых решений. Применение к таким гражданам бессрочного запрета на профессию нарушает их конституционные права на труд (статья 37 Конституции), на равный доступ к государственной службе (статья 32 Конституции), что не может быть признано соответствующим конституционно значимым целям, закрепленным частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемый законопроектом бессрочный запрет на замещение вышеуказанных должностей, при наличии в прошлом судимости либо уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, противоречит основополагающим конституционным правам граждан, действующему уголовному законодательству и законодательству о выборах.
Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование введения дополнительных критериев для ограничения прав граждан на замещение отдельных должностей, на которые распространяются запреты, ограничения и обязанности в целях противодействия коррупции, в том числе со ссылкой на неэффективность уже имеющихся запретов на замещение должностей в связи с наличием судимости, а также необходимость введения дополнительного критерия - прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 08 июня 2017 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.