Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 30693-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об исключении из действия закона требований к организации и проведению проверок по внешнему муниципальному финансовому контролю)",
внесенный Московской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 30693-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об исключении из действия закона требований к организации и проведению проверок по внешнему муниципальному финансовому контролю), внесенный Московской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью уточнения и согласования отдельных положений Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294-ФЗ) и Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - ФЗ N 6-ФЗ), касающихся осуществления внешнего муниципального финансового контроля. В этой связи ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ дополняется новой частью 3.2, на основании которой внешний муниципальный финансовый контроль предлагается вывести из-под действия ФЗ N 294-ФЗ в части организации и проведения проверок.
Обращаем внимание на то, что в Российской Федерации сформирована единая финансово-бюджетная система, предусматривающая использование единых подходов к осуществлению государственного и муниципального контроля в этой сфере. Статья 265 "Виды государственного (муниципального) финансового контроля" Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По отношению к общим положениям ФЗ N 294-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации (раздел IX "Государственный (муниципальный) финансовый контроль") устанавливает специальные правовые нормы осуществления финансового контроля, в том числе муниципального финансового контроля. В частности, ст. 266.1 определяет объекты государственного (муниципального) финансового контроля, ст. 267.1 методы осуществления, ст. 268.1 полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, ст. 269.2 полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и т.д. Помимо Бюджетного кодекса Российской Федерации рассматриваемые правоотношения также регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и ФЗ N 6-ФЗ.
Кроме этого, Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 38) устанавливает право представительного органа муниципального образования на образование контрольно-счетного органа муниципального образования, финансирование деятельности которого осуществления за счет средств местного бюджета. При том уточняется, что порядок организации и деятельности такого органа определяется ФЗ N 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, правовыми основаниями для организации и проведения контрольных мероприятий (проверок) в рамках осуществления муниципального финансового контроля (внешнего и внутреннего) являются специальные законодательные акты.
Следует также отметить, что ч. 3.1 ст. 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" ФЗ N 294-ФЗ определен перечень видов государственного контроля (надзора), к которым не применяются положения ФЗ N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. Пунктом 3 этой части к таким видам государственного контроля (надзора) отнесен "контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере", который включает в себя муниципальный финансовый контроль, причем, как внутренний, так и внешний.
Однако, поскольку в ч. 3.1 ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ указаны виды контроля (надзора) федерального и регионального уровней, муниципальный вид контроля формально не подпадает под эту норму.
Представляется, что устранить такое несоответствие можно внесением изменения в абзац первый ч. 3.1 ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ, дополнив его после слов "государственного контроля (надзора)" словами "муниципального контроля", тем самым, распространив действие части 3.1 на виды муниципального контроля, в том числе на внешний и внутренний муниципальный финансовый контроль (муниципальный финансовый контроль). При этом внесение иных изменений в ФЗ N 294-ФЗ не потребуется.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 30693-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об исключении из действия закона требований к организации и проведению проверок по внешнему муниципальному финансовому контролю), внесенного Московской областной Думой, и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.