Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 82843-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ростовской области, депутатами Государственной Думы В.П. Водолацким, М.А. Чернышевым (далее - законопроект).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решения собственников являются официальными документами, что позволяет правоприменителю в случае их подделки привлекать к уголовной ответственности определенных лиц. Однако для того, чтобы эти документы приобрели статус официальных, необходимо соблюдение ряда процессуальных действий, среди которых обеспечение их хранения. Согласно части 2 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации хранение протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и решений собственников осуществляет орган государственного жилищного надзора в течение трех лет. При этом орган государственного жилищного надзора принимает на свое хранение указанные документы от управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива. В случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проведено собственниками, которые реализуют непосредственное управление, передача соответствующих документов в орган государственного жилищного надзора не предусмотрена. И, как следствие, протоколы и решения собственников при непосредственном управлении многоквартирным домом не могут быть признаны официальными документами.
В целях устранения данного пробела и придания официального статуса протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и решениям собственников независимо от реализуемого в многоквартирном доме способа управления, законопроектом предлагается предусмотреть порядок передачи указанных документов в орган государственного жилищного надзора при непосредственном управлении. Вместе с тем, по мнению Комитета, в законопроекте следует уточнить лицо, ответственное за передачу копий протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решений собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Законопроектом также предлагается уточнить момент начала осуществления деятельности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом. С введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация может осуществлять такую деятельность при наличии лицензии и с учетом включения многоквартирного дома, собственники помещений в котором выбрали эту управляющую организацию, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (часть. 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192, пункт 1 части 1 статьи 195, статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации). Невключение многоквартирного дома в соответствующий реестр не дает право управляющей организации на управление этим многоквартирным домом.
В соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. Однако, если многоквартирный дом не будет включен в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в этот период, управляющая организация не сможет управлять им. Как следствие, собственники помещений в многоквартирном доме будут вправе применить к управляющей организации меры имущественной ответственности за нарушение ее обязательств по договору управления многоквартирным домом в виде неустойки, штрафа или пени, что представляется несправедливым по отношению к управляющей организации. Поэтому Комитетом поддерживается положение законопроекта, направленное на уточнение момента начала осуществления деятельности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом.
Кроме того, законопроектом предлагается расширить перечень оснований для исключения сведений обо всех многоквартирных домах из реестра лицензий субъектов Российской Федерации, в отношении которых управляющая организация осуществляет деятельность по управлению. Таким основанием является назначение судом в течение календарного года управляющей организации или ее должностному лицу три и более раза административного наказания за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора. Согласно обоснованию субъекта права законодательной инициативы, изложенному в пояснительной записке, управляющие организации в целях ухода от административного наказания, препятствуют деятельности органа государственного жилищного надзора, игнорируя инициируемые им проверки, законные требования и выдаваемые предписания.
Безусловно, это создает существенные препятствия по выявлению органом государственного жилищного надзора нарушений управляющими организациями требований жилищного законодательства и принятию необходимых мер к их устранению. Поэтому Комитет поддерживает положение законопроекта, позволяющее урегулировать данный вопрос на законодательном уровне.
Следует отметить, что законопроект рассматривался в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, получил положительную оценку Комиссии Совета законодателей по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и был рекомендован к внесению в Государственную Думу.
Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
На законопроект поступило 88 отзывов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 67 из которых поддерживают законопроект, 19 - замечаний и предложений к законопроекту не имеет, 2 - не поддерживают законопроект.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 82843-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.