Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 107057-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного учета жилищного фонда. Для достижения этой цели законопроектом предусматривается внесение следующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации:
1) уточнить понятие государственного учета жилищного фонда, включающего в себя деятельность по сбору, обработке и хранению информации об объектах государственного учета жилищного фонда, отражающей их технические характеристики и состояние, позволяющие индивидуализировать указанные объекты и осуществлять мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности. При этом объектами государственного учета жилищного фонда определить жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них;
2) установить, что результаты государственного учета жилищного фонда содержатся в электронных паспортах многоквартирного дома, жилого дома, ведение которых осуществляется через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства;
3) наделить следующими полномочиями:
а) Правительство Российской Федерации - по утверждению порядка проведения технического обследования многоквартирных домов;
б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - по организации и ведению архива документации на объекты государственного учета жилищного фонда;
в) органы местного самоуправления - по организации сбора информации об объектах государственного учета жилищного фонда, включая информацию об их технических характеристиках и состоянии.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право принимать самостоятельное решение о проведении технического обследования многоквартирных домов. По мнению Правительства Российской Федерации это позволяет исключить возложение нагрузки на дотационные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Поддерживая идею о необходимости совершенствования системы государственного учета жилищного фонда, Комитет считает необходимым отметить следующее.
1. Закрепляя за органами местного самоуправления полномочия по организации сбора информации об объектах государственного учета жилищного фонда, законопроектом не определяются органы или организации, которые будут осуществлять организацию обработки и хранения информации об объектах государственного учета жилищного фонда, а также внесения ее в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем исходя из предложенного определения понятия государственного учета жилищного фонда обработка и хранение информации являются неотъемлемой частью системы данного учета. Поэтому, по мнению Комитета, законопроект нуждается в уточнении положений в части наделения конкретных лиц полномочиями по организации обработки и хранения информации об объектах государственного учета жилищного фонда.
2. Определяя в качестве объектов государственного учета жилищного фонда жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них, законопроектом не учитывается, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищному фонду в Российской Федерации относится также специализированный жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, указанные в части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации. Это - приюты, пансионаты для ветеранов и т.д., которые по своим признакам могут не относятся к предложенным в действующей редакции законопроекта объектам государственного учета жилищного фонда, т.е. к жилым домам, многоквартирным домам и помещениям в них. В связи с чем, Комитет полагает необходимым расширить перечень объектов государственного учета жилищного фонда, включив в него жилые помещения специализированного жилищного фонда.
3. Учитывая, что принятие решения о проведении технического обследования многоквартирных домов, а равно подтверждение результатов государственного учета жилищного фонда не является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Комитет считает необходимым дополнительно проработать вопрос об обеспечении соблюдения принципов достоверности и актуальности сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, установленных в статье 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", так как только путем проведения технического обследования объекта государственного учета жилищного фонда можно достоверно определить его технические характеристики и состояние.
Кроме того, следует конкретизировать порядок подтверждения результатов государственного учета жилищного фонда в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение о проведении технического обследования многоквартирных домов. Это связано с тем, что действующая конструкция проектируемых в законопроекте норм в императивном порядке устанавливает обязанность отражения в электронных паспортах только той информации, которая подтверждена данными технического обследования многоквартирных домов.
4. В законопроекте определяется, что государственный учет жилищного фонда осуществляется посредством размещения органами местного самоуправления и иными лицами информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При этом исключений по началу применения положений законопроекта не производится. Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены сроки возникновения обязанности по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, такая обязанность возникает с 1 июля 2017 года, а для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - 1 июля 2019 года. В этой связи представляется неясным порядок организации системы государственного учета жилищного фонда на территориях городов федерального значения до 1 июля 2019 года.
Следует отметить, что указанным законом были также изменены сроки применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 13.19.1, 13.19.2) в части привлечения к административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, по общему правилу начало применения указанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено с 1 января 2018 года, а для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - 1 июля 2019 года. Отсутствие ответственности за обязательность, полноту и своевременность размещения информации об объектах государственного учета жилищного фонда с учетом отмены действующего порядка ведения такого учета может привести к крайне неблагоприятным последствиям и отразиться на достоверности ведения данного учета.
5. Введение новой системы государственного учета жилищного фонда, исходя из действующей редакции законопроекта, предлагается осуществить с момента вступления в силу Федерального закона. Это означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны будут незамедлительно организовать на своих территориях соответствующую систему учета и обеспечит ее ведение посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Однако полноценное формирование этой системы невозможно без установления Правительством Российской Федерации порядка проведения технического обследования многоквартирных домов, организации и ведения архива технической документации на жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них. В то же время согласно приложенному к законопроекту перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта соответствующий порядок планируется разработать Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 9 месяцев со дня принятия законопроекта. Учитывая, что эффективное исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их конституционной обязанности соблюдать федеральные законы в данном случае зависит от принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации, Комитет считает необходимым либо сократить срок разработки и установления порядка проведения технического обследования многоквартирных домов, организации и ведения архива технической документации на жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них, установив его одновременно с принятием Федерального закона, либо предусмотреть переходные положения законопроекта, либо установить отложенный срок вступления в силу Федерального закона.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 107057-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.