Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части совершенствования требований к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления административной ответственности органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Необходимо учитывать, что на основании данного документа в поселении, городском округе разрабатываются инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, определяется загрузка источников тепловой энергии, формируются тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, в том числе плата за подключение, а также в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация.
Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения в поселении, городском округе приводит к невозможности принятия оптимальных инвестиционных решений, к затягиванию сроков назначения единой теплоснабжающей организации, сроков подключения потребителей к системам теплоснабжения, к необоснованному усложнению договорных схем в системе теплоснабжения и к многочисленным спорам между участниками отношений в указанной сфере. К таким же негативным последствиям приводит и утверждение схемы теплоснабжения с нарушениями установленных в законодательстве требований.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в настоящее время обеспечено первичное утверждение всех 39 схем теплоснабжения крупных поселений и городских округов (500 тыс. человек и более), полномочиями на утверждение которых наделено Минэнерго России. По данным мониторинга, проведенного Минстроем России, по состоянию на 1 января 2017 г. в поселениях, городских округах с населением менее 500 тыс. человек до сих пор не утверждены схемы теплоснабжения в 1,8% случаев.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "О теплоснабжении" схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации. При этом по данным мониторинга ежегодная актуализация схем теплоснабжения поселений, городских округов происходит с существенным нарушением сроков актуализации, а часть таких схем вообще не актуализируется в течение нескольких лет после первичного утверждения.
В целях создания правового механизма по устранению указанной ситуации нормами законопроекта предлагается предоставить возможность Минэнерго России выдавать обязательные для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения, актуализации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами законопроекта также предлагается установить административную ответственность за направление проекта схемы теплоснабжения, проекта актуализированной схемы теплоснабжения городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, разработанных с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, а равно не направление проекта актуализированной схемы теплоснабжения данных муниципальных образований, а также городов федерального значения для утверждения в Минэнерго России, главой местной администрации, иными уполномоченными должностными лицами указанных муниципальных образований, руководителем органа исполнительной власти города федерального значения, иными уполномоченными должностными лицами органа исполнительной власти города федерального значения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 11 части 2 статьи 5 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. В целях согласования редакции законопроекта с положениями Федерального закона "О теплоснабжении" в диспозиции вышеуказанного состава административного правонарушения слова "городских поселений" необходимо заменить на слово "поселений". При этом в целях однозначного толкования применения положений законопроекта и Федерального закона "О теплоснабжении" в данных документах слова "городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более" и слова "поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек" целесообразно заменить словами соответственно "поселений и городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более" и "поселений и городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 11 части 2 статьи 5" следует читать "пункту 7.1 части 2 статьи 5"
Кроме того, в качестве самостоятельного состава предусматривается установить административную ответственность за неисполнение главой местной администрации поселения, городского округа, иными уполномоченными должностными лицами поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, главой, иным уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого Минэнерго России, по результатам рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении схем теплоснабжения.
Внесение вышеуказанных изменений в упомянутые законодательные акты позволит создать дополнительный административный механизм по обеспечению своевременной разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округах, а также соответствие этих документов требованиям законодательства Российской Федерации, что в свою очередь позволит выполнить требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения городских округов и поселений, обеспечить принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений, создаст условия для сокращения сроков подключения к системам теплоснабжения.
Вместе с тем Комитет неоднократно обращал внимание на недостаточность в местных бюджетах финансовых ресурсов для исполнения подавляющего большинства полномочий по решению вопросов местного значения, что в ряде случаев приводит к привлечению органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.
В связи с этим по инициативе Комитета статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 4, положения которой предусматривают, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Финансовые средства для утверждения схем теплоснабжения поселения, городского округа, а также осуществление их ежегодной актуализации бюджетам соответствующих муниципальных образований на указанные цели из федерального бюджета не выделялись.
В связи с этим полагаем, что Минэнерго России совместно с Минфином России целесообразно провести мониторинг наличия финансовых, организационных и кадровых ресурсов у подавляющего большинства поселений, городских округов, в первую очередь, с численностью населения менее пятисот тысяч человек по утверждению схем теплоснабжения и осуществлению их ежегодной актуализации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в случае выявления недостаточности таких ресурсов у ряда муниципальных образований рассмотреть возможность оказания им дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект только при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.