Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 8 июня 2017 г. N 35/3
на проект федерального закона N 150363-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 150363-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, В.Л. Пашиным, Д.Е. Шилковым и другими (далее также - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" новой статьей 25.9-1, устанавливающей обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию иметь при себе полис обязательного страхования риска депортации или административного выдворения. Отсутствие указанного полиса является основанием для отказа иностранному гражданину или лицу без гражданства во въезде в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Аналогичную обязанность законопроектом предлагается установить и в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в отношении иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
Комитет считает, что концепция законопроекта не может быть поддержана по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства является мерой административного наказания за совершение административного правонарушения (см. статьи 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, законопроектом предлагается всех иностранных граждан и лиц без гражданства еще до их въезда в Российскую Федерацию считать потенциальными нарушителями законодательства Российской Федерации, что не соответствует принципу презумпции невиновности, гарантированному в отношении любого человека статьей 49 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, оплата расходов на мероприятия по депортации или административному выдворению не может быть отнесена к объектам имущественного страхования, как они понимаются статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Более того, в силу пункта 1 статьи 928 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается страхование противоправных интересов.
Как уже отмечалось, статьей 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" новой статьей 25.9-1, устанавливающей обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию иметь при себе полис обязательного страхования риска депортации или административного выдворения. При этом согласно части второй проектируемой статьи условия и порядок осуществления обязательного страхования риска депортации или административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации, определяются правилами страхования, разрабатываемыми страховщиками или объединением страховщиков. В этой части законопроект не соответствует пункту 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которым условия и порядок осуществления обязательного страхования должны определяться федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Такой федеральный закон должен содержать положения, определяющие субъектов страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты и др. Вместо этого часть третья проектируемой статьи 25.9-1 перечисляет положения, которые должны содержаться в правилах обязательного страхования (которые не являются нормативным правовым актом и могут различаться у разных страховщиков), что нельзя признать соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством к содержанию федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
Кроме того, новая статья 25.9-1 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не определяет, кто может являться страховщиками в данных обязательствах. Если предположить, что это страховые организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" порядке, то непонятно, как и где иностранные граждане и лица без гражданства еще до пересечения границы смогут приобрести полисы обязательного страхования, которые они должны будут предъявлять при въезде в Российскую Федерацию.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает принятие проекта федерального закона N 150363-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.