Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1031792-6 "О государственной монополии на производство и оборот сахара",
внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрев проект федерального закона N 1031792-6 "О государственной монополии на производство и оборот сахара (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести государственную монополию на производство и оборот сахара на территории Российской Федерации. Одновременно предлагается установить требование, согласно которому деятельность по производству и обороту сахара будет осуществляться организациями только при наличии соответствующей лицензии на основании договора на производство и оборот сахара, заключенного с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обеспечение государственной монополии на производство и оборот сахара, согласно статье 2 законопроекта, предлагается обеспечивать установлением государственных стандартов, введением лицензионного порядка, установлением государственных квот, организацией государственного контроля и др.
Как отмечают авторы законопроекта, указанные изменения направлены на упорядочивание процесса использования сахара при производстве продукции, на сокращение негативных последствий потребления сахара, а также на обеспечение государственного бюджета быстрыми и гарантированными доходами, что в свою очередь, сократит зависимость бюджета от нефтегазовых доходов.
Вместе с тем Комитет отмечает, что в пояснительной записке отсутствуют убедительные доводы в пользу необходимости введения государственной монополии на производство и оборот сахара. Кроме того, основные положения законопроекта противоречат действующему законодательству и не могут быть поддержаны по следующим основаниям.
1. Частью 2 статьи 1, абзацем 2 статьи 2 законопроекта предлагается ввести лицензионный порядок производства и оборота сахара. При этом в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Материалы к законопроекту не содержат сведений, подтверждающих нанесение производителями сахара указанного ущерба, в связи с чем целесообразность введения предлагаемого законопроектом механизма лицензирования не находит своего подтверждения.
2. Производство и оборот сахара предлагается осуществлять на основании договора на производство и оборот сахара, который заключен федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Под оборотом в соответствии с частью 3 статьи 1 законопроекта понимается его экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная торговля.
Комитет полагает, что указанные положения законопроекта требуют соотнесения с Федеральным законом от 08 декабря 2013 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части ограничения права на осуществление внешнеторговой деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "8 декабря 2003 г."
3. Законопроектом предлагается установить государственные стандарты в области производства и оборота сахара. Вместе с тем в соответствии с Договором о Евразийском экономической союзе и абзацем 2 статьи 4, части 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение документов по стандартизации носит добровольный характер.
Одновременно необходимо отметить, что с 01 июля 2016 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1239-ст введен в действие в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт ГОСТ 33222-2015 "Сахар белый. Технические условия".
4. Пунктом 6 статьи 2 законопроекта государственную монополию на производство и оборот сахара предлагается также обеспечить осуществлением государственного контроля за производством и оборотом сахара. Между тем законопроект не содержит положений, регламентирующих порядок организации такого контроля, субъектов государственного контроля в области производства и оборота сахара. Кроме того, осуществление государственного контроля потребует дополнительных расходов федерального бюджета, однако в материалах к законопроекту не содержится финансово-экономического обоснования предложенных мер.
Комитет считает необходимым отметить, что положения указанного законопроекта не соответствуют также правилам ВТО в области внешней торговли товарами и услугами. Принятие данного проекта федерального закона может отрицательно сказаться на свеклосахарной отрасли и экономике в целом, привести к появлению дефицита товара на внутреннем рынке, увеличению цен на сахар, а также к сокращению производства сахара, ввиду отсутствия стимулов к расширению производства.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 1031792-6 "О государственной монополии на производство и оборот сахара" и предлагает Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.