Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в следующие Федеральные законы: от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Законопроект направлен на создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан.
Законопроектом предусматривается создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), определяется ее оператор, состав обрабатываемых в ней сведений, правовые основы ее функционирования и информационного взаимодействия с иными информационными системами. Целью создания ЕГИСЗ является обеспечение решения комплекса задач по повышению эффективности управления в сфере здравоохранения, а также по совершенствованию качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения.
Как следует из законопроекта, положение о ЕГИСЗ, в том числе ее структура, порядок взаимодействия ЕГИСЗ с иными информационными системами, а также порядок и сроки предоставления информации в ЕГИСЗ, порядок доступа к ЕГИСЗ, источники и состав сведений, формирование, обработка которых и доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ, будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента. Предполагается, что порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, а также правила идентификации участников дистанционного взаимодействия будут утверждаться Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Также законопроект предусматривает возможность выдачи рецептов на лекарственные препараты, в том числе рецепты на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, справок и рецептов на медицинские изделия, в форме электронного документа, что позволит существенно оптимизировать процедуру оформления указанных документов и упростить процедуру получения необходимых лекарственных препаратов. При этом право выбора пациента формы рецепта не ограничивается. По требованию пациента ему по-прежнему может выдаваться бумажный оригинал рецепта с подписью врача, который он получает непосредственно в кабинете врача, а также справку о наличии выписанного лекарственного препарата в прикрепленной аптечной организации. Рецепты, создаваемые в форме электронного документа, будут направляться непосредственно в аптечные организации. Вся необходимая информации о таких документах будет хранится в ЕГИСЗ.
К тексту законопроекта имеются замечания. Так, в законопроекте следует уточнить исчерпывающий состав сведений, обработка которых осуществляется в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, в том числе персональных данных о лицах, которым оказываются медицинские услуги, уточнить виды информационных систем в сфере здравоохранения, включая региональные информационные системы в сфере здравоохранения, информационные системы медицинских и фармацевтических организаций, закрепить полномочия Минздрава России по утверждению требований к региональным информационным системам и информационным системам медицинских и фармацевтических организаций и к составу сведений, которые в них обрабатываются, по утверждению порядка и сроков представления в них первичных данных, устранив при этом дублирование полномочий по изданию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих применение информационных технологий в сфере охраны здоровья.
Законопроектом не определён механизм идентификация участников информационного обмена при применении телемедицинских технологий. Представляется целесообразным в целях идентификации участников информационного обмена использовать единую систему идентификации и аутентификации, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Комитет полагает целесообразным предусмотреть в законопроекте полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению функциональных и технологических требований к государственным, муниципальным и иным информационным системам, используемым в сфере здравоохранения. Представляется целесообразным уточнить непосредственно в законопроекте назначение соответствующих информационных систем, а также задачи, которые решаются с их использованием.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в соответствии с замечаниями Комитета Государственной Думы по охране здоровья.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 8 июня 2017 года, протокол N 24.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.