Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 13 июня 2017 г. N 3.2-04/1696
на проект федерального закона N 892161-6 "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (проект N 892161-6), принятый Государственной Думой 9 июня 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в пункт 1 части 5 статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), регулирующие отдельные вопросы деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО).
Статьей 1 Федерального закона, вносящей изменение в пункт 1 части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расширяются основания для исключения сведений о СРО, имеющей право выдачи Свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций. Новым основанием является неисполнение СРО требований статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей требования по размещению средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в кредитных организациях, требования по инвестированию средств компенсационного фонда возмещения вреда СРО. В частности, указанной статьей предусматривается, что средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Из части 3 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, внесенные на специальные банковские счета, могут быть использованы исключительно на цели и в случаях, которые прямо указаны в частях 4 и 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона вносятся изменения в статью 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ. В частности, предусматривается перечень работ, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели до 1 июля 2017 года могут выполнять при отсутствии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ. К таким работам относятся работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий; работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
Кроме того, Федеральный закон предусматривает продление срока, в течение которого СРО должны разместить средства компенсационного фонда, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средств компенсационного фонда возмещения вреда, средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальном банковском счете, до 1 сентября 2017 года (в действующей редакции установлен срок до 1 ноября 2016 года). Такой счет должен быть открыт в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом неразмещение или размещение не в полном объеме указанных средств на специальном банковском счете согласно изменению, вносимому пунктом 4 статьи 2 Федерального закона, с 1 октября 2017 года будет являться основанием для принятия органом надзора за СРО решения об исключении СРО из государственного реестра СРО.
Федеральным законом также предусматривается дополнение статьи 3.3 Федеральный закон N 191-ФЗ положением о том, что СРО, при наличии заявления ее члена о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Также предусматривается конечный срок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления о перечислении внесенного взноса в компенсационный фонд при переходе таких юридического лица, индивидуального предпринимателя в другую СРО по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания СРО на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 4 июля 2016 года отсутствовала СРО, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также перечень документов, прилагаемых к такому заявлению. При этом Федеральным законом установлен семидневный срок перечисления денежных средств при переходе юридического лица, индивидуального в другую СРО и возможность принятия общим собранием членов СРО решения об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса. В таком случае СРО, в которую поступили перечисленные денежные средства, приобретает право требования к СРО, членство юридического лица, индивидуального предпринимателя в которой было прекращено, в оставшейся части денежных средств, внесенных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в качестве взноса в компенсационный фонд.
Федеральный закон будет способствовать повышению финансовой дисциплины СРО.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.