Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения и макроэкономические показатели федерального бюджета на 2017 год
Проект федерального закона содержит изменения основных макроэкономических показателей бюджета на 2017 год в связи с изменением (улучшением) внешнеэкономических условий и факторов. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в начале 2017 года наблюдается некоторое улучшение экономической ситуации по сравнению с ожиданиями, положенными в основу прогноза доходов в Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Законопроект, в сравнении с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год, фиксирует:
увеличение ВВП (с 86,80 триллионов рублей до 92,19 триллионов рублей),
снижение инфляции (с 4% до 3,8%),
увеличение доходов бюджета (с 13,48 триллионов рублей до 14,67 триллионов рублей);
увеличение расходов (с 16,24 триллионов рублей до 16,60 триллионов рублей).
Также отмечается уменьшение дефицита федерального бюджета в сумме (с 2,75 трлн. руб. до 1,92 трлн. руб.).
Отмечаем, что одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
II. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Следует отметить, что расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным государственным программам, разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета.
Учитывая программную структуру федерального бюджета последних лет, Комитет наибольшее внимание уделяет финансовому обеспечению соответствующих подпрограмм Государственных программ Российской Федерации, относящихся к полномочиям Комитета.
Это, в первую очередь, подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", по которой комитет является соисполнителем.
III. Изменения объемов ассигнований из федерального бюджета в 2017 году, направляемых на государственную поддержку семей и детей
1. Для наглядности и удобства анализа динамики отдельных (изменяемых законопроектом) расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу.
В таблице представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица
Виды расходов |
2017 (действующий закон) |
Изменения с учетом проекта закона N 185935-7 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА: ПОСОБИЯ, ИНЫЕ ВЫПЛАТЫ*
(* - Данные, содержащиеся в правой колонке, получены из пояснительной записки к законопроекту) | ||
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН" |
1 трлн. 330 млрд. 440,6 млн. руб. |
-392,7 млн. руб.
1 трл. 330 млрд. 047,9 млн. руб. |
"Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
462 млрд. 909,5 млн. руб. |
+20,77 млн. руб.
|
("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей") |
462 млрд. 930,3 млн. руб. |
|
1. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
|
+23,8 млн. рублей;
в связи с уточнением численности обучающихся |
2. На выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|
+ 4,9 млн. рублей;
В связи с уточнением численности получателей пособия |
3. На выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также при рождении ребенка |
|
+ 0,4 млн. рублей;
В связи с уточнением численности получателей пособия |
4. На выплату пособия по беременности и родам |
|
-8,4 млн. рублей
В связи с уточнением численности получателей данного пособия |
ОБРАЗОВАНИЕ (ДОШКОЛЬНОЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ) | ||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013-2020 ГОДЫ |
Всего 447 млрд. 814,7 млн. руб. |
+1 млрд. 270,4 млн. руб.
|
(в части, касающейся полномочий Комитета) |
449 млрд. 085,1 млн. руб. |
|
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" |
28 млрд. 117,2 млн. руб. |
-89,9 млн. руб.
(Данные изменения затрагивают общее образование: возврат части средств, излишне заложенных на закупку оборудования школами федерального значения, так как заявки от указанных школ поступили всего на 10 млн. руб. Всего было заложено - 100 млн. руб.) Не освоенные 90 миллионов перенаправлены на капитальный ремонт и закупку оборудования для образовательных организаций общего и высшего образования.
28 млрд. 027,2 млн. руб. |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
|
+39 млн. 379,6 тыс. руб. |
Основное мероприятие "Реализация образовательных программ дополнительного образования детей и мероприятия по их развитию" |
|
-47 млн. 000,0 тыс. руб.
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
Раздел Дошкольное образование
(Приложение N 15, Раздел 07 подраздел 01) |
10 млрд. 857 млн. 701,7 тыс. руб. |
- 146 млн. 327,5 тыс. руб.
Из них: а) - 72 млн. 422,5 тыс. руб. на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
(Управление Делами Президента Российской Федерации).
В связи с отсутствием на 1 апреля 2017 года экспертного заключения строительной комиссии по проекту строительства капитального объекта. Это привело к автоматическому сокращения расходов Управделами Президента Российской Федерации на указанную сумму
б) -73 млн. 950,0 тыс. руб. на Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами).
Министерство обороны Российской Федерации
Возврат излишне заложенных расходов на оплату труда работникам детских садов, подведомственных Минобороны России (на содержание аппарата). |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (Данные, содержащиеся в правой колонке, получены из пояснительной записки к законопроекту) | ||
"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" (в части, касающейся полномочий комитета) |
261 млрд. 085,4 млн. руб. |
+1 млрд. 817,5 млн. руб.
262 млрд. 902,8 млн. руб. |
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" |
54 млрд. руб. 636,2 млн. руб. |
+148,4 млн. руб.
54 млрд. 784,6 руб. |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) |
2 млрд. 149,5 млн. |
+250,0 млн. руб.
2 млрд. 399,5 млн. руб. |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
8 млрд. 608, 1 млн. руб. |
+424,2 млн. руб.
9 млрд. 032,3 млн. руб. |
2. Отмечаем, что чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом объемы средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме того, при оценке изменений общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержки семей с детьми следует также учитывать, что средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах.
IV. Общие выводы
Анализ представленных в Таблице расходов, а также иных содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При изменении бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2017 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. При общем снижении уровня расходов на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", отмечается некоторое увеличение расходов на подпрограмму "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"). Как следует из пояснительной записки к законопроекту, это связано с изменением числа получателей соответствующих пособий и иных выплат.
3. Вместе с тем, при увеличении расходов на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы Комитет отмечает одновременное снижение расходов на подпрограмму "Содействие развитию дошкольного и общего образования". Однако, данные изменения не вызывают возражений Комитета, поскольку продиктованы необходимостью перенаправления излишне запланированных сумм на актуальные направления расходования.
4. Отмечаем, что представленный проект изменений бюджета не содержит материалов, касающихся изменения размеров (индексации) материнского (семейного) капитала, а также ассигнований на осуществление трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала.
5. Кроме того, законопроект не содержит положений, касающихся софинансирования финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Комитет последовательно обращает внимание на необходимость финансовой помощи регионам в решении данного вопроса, что находит отражение в заключениях на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.