Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергетической системе России (далее - ЕЭС России) потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.
Законом в настоящее время предусматривается возможность для определенной категории потребителей электрической энергии "с управляемой нагрузкой" оказывать на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций.
При принятии Закона возможность использования указанных услуг в качестве механизма снижения объема потребления электрической энергии рассматривалась как альтернатива чрезмерных затрат на развитие энергетической инфраструктуры.
Законом определено, что такого вида ограничения квалифицируются как оказываемые на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций. При этом Законом установлено, что оплата таких услуг должна обеспечивать полное возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности.
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту утверждается, что в электроэнергетике и экономике в целом произошли существенные изменения. Со времени вступления в силу Закона создана эффективно функционирующая система финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие к необходимости ограничений потребителей. В условиях отсутствующего в настоящее время дефицита электрической энергии и мощности в ЕЭС России мероприятия по компенсации дефицита электроэнергии потребителями на возмездной конкурентной основе, в соответствии с пояснительной запиской, представляются неактуальными.
Наряду с этим, положения законопроекта направлены на исключение из Закона неоднозначности формулировок в части противоаварийного управления.
В действующей редакции Закона присутствует технологически недопустимое смешение мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в энергосистеме с участием потребителей в оказании услуг на рынке, а именно - используется терминология "услуги по выводу ЕЭС из аварийных ситуаций", оказываемые потребителями с управляемой нагрузкой. Применение такой терминологии не учитывает, что противововарийное управление в электроэнергетике относится к вопросам надежности и безопасности энергосистемы и работающих в ней объектов и должно основываться на принципах обязательности выполнения соответствующих требований, а оказание потребителями услуг на свободной договорной основе не является и не может являться инструментом, позволяющим ликвидировать нарушения в работе энергосистемы.
Законопроектом предлагается устранить указанные противоречия и исключить из Федерального закона "Об электроэнергетике" применение понятия "услуга" к управлению режимом работы энергосистемы и выводу энергосистемы из аварийных ситуаций.
Комитет поддерживает необходимость законодательного и понятийного разделения вопросов оказания услуг, участия потребителей в рыночных механизмах управления спросом от вопросов выполнения обязательных требований надежности и безопасности в электроэнергетике, выполнения диспетчерских команд, управления энергосистемой в аварийной ситуации.
В то же время, при решении указанной задачи следует обратить внимание на необходимость развития в электроэнергетике рыночных механизмов, позволяющих использовать имеющийся на стороне потребителей ресурс управления потреблением как альтернативу загрузке наиболее дорогих (наименее эффективных) генерирующих мощностей, что является значимым инструментом повышения энергоэффективности. Развитие таких механизмов является устойчивым направлением развития современных энергосистем.
В настоящее время соответствующие вопросы регулируются только на уровне подзаконных правовых актов Правительства Российской Федерации, что недостаточно. По мнению Комитета, правовые основания для развития интеллектуально энергетики, обеспечения возможности участия потребителей в экономическом управлении собственной нагрузкой должны содержаться в Федеральном законе. Принятие законопроекта не должно создавать препятствий для развития указанных механизмов.
В связи с этим Комитет предлагает дополнить законопроект положениями, предусматривающими возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом и (или) розничном рынках потребителей электрической энергии, управляющих собственной нагрузкой и в связи с этим принявших на себя в установленном порядке обязательства по изменению режима потребления электрической энергии и участвующих в отношениях, связанных с оборотом электрической энергии и мощности, в том числе путем продажи мощности.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.