Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 133118-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений от 14 июня 2017 года N 16)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 133118-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законопроект) в части предмета ведения Комитета и отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" общественный контроль осуществляется в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления как общественные (публичные) слушания и общественные обсуждения. При этом, общественный контроль может осуществляться в нескольких формах одновременно.
В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проекты планировки территории, проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проекты планов и программ развития муниципальных образования, проекты правил благоустройства территорий в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. Процедура проведения публичных слушаний предусматривает очное собрание граждан в определенном помещении в определенное время и непосредственное обсуждение вышеуказанных проектов в градостроительной сфере с должностными лицами органа местного самоуправления и представителями разработчиков соответствующих проектов.
В законопроекте предлагается вместо публичных слушаний проводить общественные обсуждения проектов в сфере градостроительства. Согласно законопроекту формой проведения общественных обсуждений по данной тематике будет размещение информации о градостроительных проектах с сопроводительными материалами на специально предназначенном для публичных обсуждений сайте в сети "Интернет" с последующим обсуждением гражданами - участниками общественного обсуждения посредством размещения замечаний, предложений, комментариев по представленным проектам.
По мнению Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, отказ от сложившейся в течение более чем 10 лет практики проведения публичных слушаний по вопросам градостроительства представляется необоснованным.
Специфика проведения таких слушаний, состоящая в личном диалоге между органами местного самоуправления и активными гражданами по вопросам, непосредственно затрагивающим жителей соответствующих муниципальных образований, позволяет обеспечить непосредственное взаимодействие гражданского общества и органов власти, помогает последним выявить общественные настроения, ответить на волнующие граждан вопросы, получить альтернативные предложения и при необходимости существенно скорректировать первоначальные проекты градостроительных документов. Проведение публичных слушаний является также механизмом, способствующим снятию возможного социального напряжения, предвиденью и предотвращению конфликтных ситуаций в ходе реализации градостроительных проектов.
Комитет полагает, что замена такой формы общественного диалога, как публичные слушания, исключительно общественными обсуждениями на специализированном сайте сети "Интернет" существенно ограничивает возможности такого диалога. Такой вывод следует также из того факта, что далеко не все граждане Российской Федерации имеют надежный доступ к сети "Интернет" и соответствующие навыки работы в сети.
Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений считает, что наиболее эффективным способом общественного контроля в сфере градостроительных проектов является сочетание действующего формата публичных слушаний с предусмотренной законопроектом организацией общественного обсуждения в дистанционной форме в сети "Интернет". Именно в таком случае станет возможным учесть позицию различных категорий граждан, заинтересованных в доведении ее до органов государственной власти.
Кроме того, вызывает возражение предлагаемое законопроектом исключение из статей 24 и 25 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" правовой нормы о возможности общественного обсуждения не только проектов в сфере градостроительства и землеустройства, но и иных "общественно значимых вопросов". По мнению Комитета, на практике существует весьма значительное количество вопросов, которые требуют общественного обсуждения, как важной формы диалога гражданского общества и органов местного самоуправления и (или) органов государственной власти.
Требует дополнительного обсуждения замена в Федеральном законе "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" наименования итогового документа, подготовленного по результатам общественного обсуждения, с протокола на заключение (статья 9 законопроекта), поскольку из проектируемой статьи 1 законопроекта следует, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, а также подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
Также необходимо отметить, что исключение слова "представителей" из части 1 статьи 24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (статья 9 законопроекта) нуждается в корректировке, поскольку в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени юридического лица выступают уполномоченные на то им органы или лица. Аналогичные положения применяются и к общественным объединениям, являющимся юридическими лицами.
Законопроектом предусмотрено проведение общественного обсуждения путем размещения представляемого проекта в информационной системе и (или) на сайте в сети Интернет и путем проведения экспозиции. Однако необходимо учесть, что далеко не все органы местного самоуправления обладают техническими и кадровыми возможностями для массового внедрения и использования платформ, позволяющих проводить общественное обсуждение проектов в электронном виде. Внедрение подобных систем потребует дополнительных затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем авторы законопроекта в пояснительной записке утверждают, что введение процедуры общественного обсуждения в электронном виде не потребует дополнительных финансовых расходов, что представляется необоснованным.
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений считает, что законопроект требует доработки с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.