Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 185907-7 "Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на регулирование отношений, возникающих при реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационных научно-технологических центров, под которыми понимается территория с особым правовым режимом осуществления деятельности. Отмечаем, что законопроект в целом воспроизводит положения Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Частью 2 статьи 1 законопроекта установлено, что "к отношениям, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации". Данное положение нуждается в корректировке, поскольку федеральные законы входят в понятие законодательство Российской Федерации, но при этом не учитываются другие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормы международного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 законопроекта под "инновационным научно-технологическим центром" понимается "часть субъекта (субъектов) Российской Федерации ...". В части 2 статьи 18, частях 20 и 24 статьи 19 законопроекта предлагается закрепить, что на территории инновационного научно-технологического центра могут применяться соответственно "правила и нормативы или требования, содержащиеся в санитарно-эпидемиологических регламентах или документах" и "требования технических регламентов или требования, содержащиеся в технических регламентах или документах" государств-членов Евразийского экономического союза либо государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития". Таким образом, в законопроекте предлагается закрепить альтернативный вариант: либо регламенты ЕАЭС, либо ОЭСР. Данный механизм и терминология не соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе.
Относительно проектируемого термина "регламенты или документы государств-членов Евразийского экономического союза" отмечаем, что в статье 52 Договора о Евразийском экономическом союзе указываются "технические регламенты Союза и стандарты". Технические регламенты Союза принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза. Для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов. Следовательно, стандарты ОЭСР могут применяться исключительно для указанных целей и только на добровольной основе.
Относительно термина "правила и нормативы или требования, содержащиеся в санитарно-эпидемиологических регламентах или документах государств-членов Евразийского экономического союза" отмечаем, что согласно статье 57 Договора о Евразийском экономическом союзе "единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), в отношении которой разрабатываются технические регламенты Союза, включаются в технические регламенты Союза". Кроме того, в разделе XI указанного договора ("Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры") указываются "требования, утверждаемые Комиссией".
В связи с термином "регламенты или документы..." необходимо также учитывать, что статья 6 Договора о Евразийском экономическом союзе закрепляет, что право Союза составляют: настоящий Договор; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии...
Кроме того, предлагаемая законопроектом отсылка к "регламентам и документам государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития" не является юридически корректной также с учетом части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой в правовую систему Российской Федерации включены только общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. "Регламенты и документы Организации экономического сотрудничества и развития" не являются международными договорами Российской Федерации и не относятся автоматически к общепризнанным принципам и нормам международного права, следовательно, не являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В части 5 статьи 3 законопроекта необходимо пояснить правовое содержание положения: "по согласованию с субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием" (передача земельного участка по договору аренды, либо согласие на внесения земельного участка в качестве взноса в фонд). Кроме того в предлагаемой норме указываются земельные участки, находящиеся в "государственной неразграниченной собственности". Следует иметь в виду, что в федеральном законодательстве используется понятие "земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
В дополнительном обсуждении нуждаются часть 3 статьи 4 законопроекта, согласно которой правила проекта становятся условиями сделок, заключенных лицами, участвующими в реализации проекта, в целях обеспечения его реализации с момента заключения таких сделок, поскольку не понятно, как данная норма будет реализовываться, а также часть 5 статьи 4 законопроекта, согласно которой утрата лицом права на реализацию проекта влечет расторжение сделки, заключенной таким лицом с управляющей компанией. При этом проект не раскрывает, что понимается под правом на реализацию проекта. Кроме того, часть 5 статьи 4 следует согласовать с частью 5 статьи 14 законопроекта, которая не содержит такого основания исключения юридического лица из реестра участников проекта, как утрата права на реализацию проекта.
Требуется корректировка части 8 статьи 12 законопроекта, согласно которой специальные бланки подлежат регистрации в федеральном органе государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере некоммерческих организаций. Следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" указанные функции осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
Нуждается в уточнении часть 10 статьи 12 законопроекта, согласно которой договор заключается на срок реализации проекта, но не менее чем 25 лет, поскольку проект не содержит минимальных и максимальных сроков реализации проекта.
Необходимо пояснить часть 3 статьи 14 законопроекта, которая вводит еще одного участника проекта - лицо, осуществляющее деятельность на территории инновационного научно-технологического центра, не имеющее статуса участника проекта, на основании соглашения с управляющей компанией. При этом следует раскрыть содержание данного соглашения.
В части 20 статьи 19 законопроекта указываются генеральный план инновационного научно-технологического центра, правила землепользования и застройки указанного центра. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 18) понятие "генеральный план" используется в качестве обозначения документов территориального планирования муниципальных образований - поселений и городских округов. Согласно пункту 8 статьи 1 указанного Кодекса под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки утверждаются применительно к территориям поселений и городских округов. В связи с этим полагаем, что часть 20 статьи 19 законопроекта сформулирована некорректно.
В статье 20 законопроекта предусматривается, что "юридические лица (далее - работодатели), привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта в порядке и на условиях, которые предусмотрены для соответствующих категорий иностранных граждан Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) с отдельными изъятиями.
При этом в части 2 статьи 20 законопроекта указывается, что иностранным гражданам, привлекаемым для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта выдаются "разрешения на работу". Однако в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ "иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность... при наличии "разрешения на работу или патента". Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Следовательно, необходимо уточнить, может ли указанная категория иностранных граждан привлекаться для осуществления трудовой деятельности "в целях реализации проекта" согласно законопроекту.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 законопроекта оформление приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан осуществляется "через" управляющую компанию или дочернее общество дочерней компании. Данная формулировка требует уточнения, поскольку в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ указывается, что приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается "по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган".
В пункте 4 части 1 статьи 20 законопроекта закрепляется, что "требования к размеру заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированного специалиста... не применяется". Полагаем, что указанное проектируемое положение представляется излишним, поскольку соответствующее исключение предусматривается статьей 30 законопроекта (проектируемый подпункт 2 пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ).
Содержание проекта федерального закона нуждается в существенной юридико-технической доработке в соответствии с переданными в Комитет в рабочем порядке замечаниями. Кроме того, требуют уточнения нумерация частей статьи 19 законопроекта (после 5-й части сразу идет 20-я) и необходимо уточнить правильность отсылок к иным статьям законопроекта в части 8 статьи 17, части 8 статьи 18, частях 20 и 24 статьи 19 законопроекта, а наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.