Решение Верховного Суда РФ от 10 мая 2017 г. N АКПИ17-127
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 августа 2017 г. N АПЛ17-237 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установил:
согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 названных Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Административный истец является управляющей организацией в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Воскресенске Московской области, и неоднократно обращался к ресурсоснабжающей организации АО "Воскресенские тепловые сети" для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, однако ресурсоснабжающая организация отказалась от заключения таких договоров. В то же время Арбитражный суд Московской области взыскивает с ООО "УК "Аквилон" в пользу РСО АО "Воскресенские тепловые сети" денежные средства за отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов при отсутствии договоров о приобретении коммунального ресурса.
Административный истец как управляющая организация не приобрел статуса исполнителя коммунальной услуги и согласно пункту 8 названных Правил не вправе получать от потребителей плату за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
В суде представители административного истца ООО "УК "Аквилон" Курашов С.А., Абакумова В.В. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 22 марта 2017 г. N СП-П9-1647).
Представитель Правительства Российской Федерации Калинова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "УК "Аквилон" Курашова С.А., Абакумовой В.В., Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов. Раздел II Правил определяет условия предоставления коммунальных услуг.
Положения пункта 8 Правил носят отсылочный характер, и первое предложение данного пункта Правил определяет лицо, которое предоставляет коммунальные услуги потребителям на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, договора о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Второе предложение пункта 8 Правил определяет период времени, в течение которого исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять эти услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг.
Данные положения Правил соответствуют части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей содержание договора управления многоквартирным домом, по которому одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Случай, когда управляющая организация при наличии договора с потребителями на управление многоквартирным домом не заключила договор на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией, пунктом 8 Правил не регламентирован и, следовательно, доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права, препятствуя управляющей организации взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, являются несостоятельными.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 мая 2017 г. N АКПИ17-127
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 августа 2017 г. N АПЛ17-237 настоящее решение оставлено без изменения