Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 1 декабря 2011 г. N 243 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению 21 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов
четвертого созыва
от 20 марта 2008 г. N 49
Областная целевая программа
"Дети Новосибирской области" на 2008-2011 годы
4 декабря 2008 г., 26 ноября 2009 г., 24 февраля, 1 декабря 2011 г.
См. Распоряжение Администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию"
Паспорт
областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы
Наименование программы |
- |
областная целевая программа "Дети Новосибирской области" на 2008-2011 годы (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р; распоряжение Губернатора Новосибирской области от 2 апреля 2007 г. N 99-р "О разработке областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2010 годы"; распоряжение администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г. N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию"; |
Основные разработчики программы |
- |
министерство социального развития Новосибирской области министерство здравоохранения Новосибирской области министерство культуры Новосибирской области министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области департамент физической культуры и спорта Новосибирской области Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области |
Государственный заказчик- координатор программы |
- |
министерство социального развития Новосибирской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области |
Руководитель программы |
- |
Пыхтин С.И. - министр социального развития Новосибирской области |
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые показатели |
- |
Цель: создание благоприятных условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей Новосибирской области, поддержки и развития их духовно-нравственного потенциала. Основные задачи: охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного материнства; совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры; укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг, с учетом их востребованности, на основе современных технологий социальной работы; разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства; создание сети служб ранней междисциплинарной медикопсихолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психо-эмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью; развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах Новосибирской области центров ресурсной поддержки семей; реализация эффективной системы мер по профилактике семейного неблагополучия, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение солидарной ответственности семьи и государства за создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, формирование негативного общественного мнения в отношении семей, не занимающихся воспитанием детей, и родителей, отказывающихся от своих детей; постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы постинтернатной социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, обеспечение права выпускников детских интернатных учреждений на обучение профессиям, востребованным на рынке труда, обеспечение жильем; развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшие целевые показатели: увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в общем количестве детей; снижение младенческой смертности; снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет; снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет; доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей; увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий; рост числа снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата; снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, от общего количества детей, находящихся в социально опасном положении; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в т.ч. в специализированных учреждениях; увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью; увеличение доли детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости |
Основные этапы реализации программы |
- |
2008-2011 годы (этапы не выделяются) |
Исполнители основных мероприятий |
- |
министерство социального развития Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области. |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
- |
общий объем финансирования программы составляет 2198383,1 тыс. руб. 2008 год - общий объем финансирования программы - 612437,9 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 220438,5 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 28309,5 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 77300,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 286389,9 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования)280659,9 тыс. руб.; 2009 год - общий объем финансирования программы 583783,6 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 116436,1 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 42754,3 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 90060,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 334533,2 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 286691,7 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 40731,5 тыс. руб; 2010 год - общий объем финансирования программы 603523,1 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 116933,7 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 29221,1 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 354178,3 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 303893,2 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 43335,1 тыс. руб.; 2011 год - общий объем финансирования программы 398638,5 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 145392,7 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 92954,0 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 57101,8 тыс. руб., в том числе за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 50151,8 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
- |
Улучшение жизнеобеспечения детей, создание социально-экономических и правовых условий для обеспечения их прав и законных интересов, социальная поддержка семей с детьми, детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сохранение, укрепление здоровья детей Новосибирской области. Снижение младенческой смертности до 8,0 промилле на 1 тыс. родившихся живыми; снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,8 промилле на 1 тыс. новорожденных соответствующего года рождения; увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в общем количестве детей до 37,8 процентов; снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тысяч детей до 21; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 35 процентов детского населения школьного возраста; увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий до 180 человек; увеличение количества снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата до 180 семей; уменьшение числа отказов от новорожденных детей с 212 до 86 в год; снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 2,1 процентов от общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 30,5 процентов от общего количества детей, находящихся в социально опасном положении; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 44 процентов общего количества детей-инвалидов; увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемную семью, до 2400 человек; увеличение доли детей, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости, до 96 процентов |
1. Общие положения
1.1. Объект - дети, семьи с детьми, проживающие на территории Новосибирской области, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Предмет регулирования - условия, способствующие комплексному развитию и улучшению жизнедеятельности детей.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативная правовая база:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 2 апреля 2007 г. N 99-р "О разработке областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2010 годы";
распоряжение администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г. N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Численность детского населения Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2007 г.) составляет около 496 042 человека - 19% от общего количества жителей. Из них наиболее уязвимыми категориями детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (13 тыс. 545 детей), дети-инвалиды (8 тыс. 468 детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении, из неблагополучных семей (14 тысяч 587 детей). Характерной особенностью возрастного состава в последние годы стало сокращение численности и доли детей, демографическое старение населения. В связи с падением рождаемости в 1990-1999 годы наблюдается сокращение доли детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения: с 19,2% (на начало 2000 года) до 15,6% (на начало 2006 года). Современные параметры рождаемости в настоящее время в 1,6 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Негативные изменения в демографических показателях происходят на фоне ухудшения репродуктивного здоровья женщин: увеличивается частота осложнений в период беременности, при родах. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин негативно влияет на состояние здоровья новорожденных, в результате чего общая заболеваемость детей имеет тенденцию к росту. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей, особое место принадлежит вредным привычкам родителей: алкоголизму, курению, наркомании.
На фоне снижения младенческой смертности, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-школьников с нормальным физическим развитием. Численность абсолютно здоровых детей перед поступлением в школу не превышает 30%.
Слабое состояние здоровья учеников начальных классов неблагоприятно сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам и отрицательно влияет на соматическое и нервно-психическое здоровье.
Ухудшается состояние репродуктивного здоровья девочек, девушек-подростков.
Несмотря на принимаемые меры, сложным остается положение детей-инвалидов. Действующая в настоящее время сеть специализированных учреждений, предоставляющих детям-инвалидам необходимые реабилитационные услуги, обеспечивает проведение реабилитации 31,4% детей-инвалидов. Не все родители осознают необходимость организации непрерывного процесса реабилитации своих детей. В этой связи актуальными направлениями работы являются повышение качества проведения реабилитационных мероприятий с использованием новых реабилитационных методик и разработок, обеспечение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации, оказание необходимой социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих им необходимые реабилитационные услуги.
Использование программно-целевого метода и реализация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребенка на всех этапах его развития способствует решению социально значимых проблем, связанных с состоянием здоровья детей.
На всех ступенях развития и воспитания должно осуществляться выявление и развитие природных задатков детей. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом творческих и интеллектуальных способностей детей.
Необходимость проведения в области мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подтверждают следующие статистические данные.
Основной причиной увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему, остается лишение родительских прав родителей. Численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2008 году составила - 1466 детей (2007 год - 1705 детей, 2006 год - 1442 ребенка). Социально неблагополучная семья не выполняет своих функций, и пребывание в ней ребенка становится опасным для его физического и психического здоровья, поэтому, заметно повысилась в последний год степень выявления неблагополучных семей. Причины, приводящие к появлению неблагополучной семьи, которая не может воспитывать ребенка, имеют социальный характер. Так, на 36 % возросло число несовершеннолетних родителей, которые сами требуют контроля и социальной поддержки: на 18% увеличилось количество состоящих на учете родителей из числа переселенцев и беженцев, на 5,3 % - родителей, потребляющих наркотики, на 3,4% - имеющих судимости. Так как семья риска и неблагополучная семья являются той социальной средой, в которой имеют место случаи насилия и агрессивного поведения, то продолжают иметь место факты жестокого обращения с детьми. В 2007 г. возбуждено 167 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними детьми родителями либо законными представителями, в 2008 г. - 176. В большинстве случаев преступные действия сопряжены с нанесением ребенку телесных повреждений. Доля потерпевших от жестокого обращения детей в дошкольном возрасте составляет порядка 70 %.
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 9000 семей, не исполняющих должным образом обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 13836 детей, из них 30 % - за совершение общественно опасных деяний. Увеличивается количество повторных преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Остается высоким уровень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По-прежнему существует проблема брошенных и отказных новорожденных детей. Здесь, при некотором уменьшении числа детей данной категории, говорить о стабильной положительной динамике рано. Так, в области в 2006 г. на 25718 рожденных детей количество брошенных и отказных составляло 346 (1,3 %), в 2007 г. на 27222 новорожденных - 224 (1,06 %), в 2008 г. на 29631 - 283 (0,95 %).
Это требует продолжения работы по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, совершенствованию деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышению качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации раннего выявления неблагополучия в семье и принятию адекватных мер по его устранению. Первичная профилактика рассматривается как первоочередная задача, однако в целом профилактика социального сиротства должна иметь многоуровневый характер в ситуации межведомственного и межсекторного партнерства.
Основная задача учреждений и организаций, занимающихся проблемой социального сиротства, это сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.
Эффективной формой работы является патронаж неблагополучных семей. В результате профилактической работы ежегодно снимается с учета в связи с улучшением положения около 1000 семей этой категории.
В течение последних трех лет удалось снизить число детей, передаваемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 27 % от общего числа выбывших из специализированных учреждений в 2006 году до 20 % - в 2008 году.
Продолжает увеличиваться численность приемных семей. По состоянию на 1 января 2009 года их количество составило 908, на воспитании в них находится 1572 ребенка. Анализ показывает положительную динамику развития данной формы жизнеустройства: 2006 г. - 345 семей/691 ребенок, 2007 г. - 655 семей/1194 ребенка, 2008 г. - 908 семей/1572 ребенка. Важным направлением работы, в связи с этим, является разработка и реализация моделей психолого-педагогического и социального сопровождения семей. На этой основе совершенствуется процедура отбора кандидатов в приемные родители. Данная деятельность должна быть направлена на профилактику возможных возвратов детей и повышение качества индивидуального сопровождения детей с особенностями развития.
Необходимо дальнейшее активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жилыми помещениями. Ежегодно, на протяжении последних лет, около 30% детей данной категории не имеют закрепленного жилья.
Необходимость решить вышеперечисленные проблемы заставляет сломать сложившийся стереотип, согласно которому сегодня основная и первоочередная поддержка оказывается семьям, уже находящимся в трудной жизненной ситуации, и направить усилия государственных органов на устранение негативных явлений, окружить заботой и вниманием нормальные, достойные семьи, являющиеся основой государства. Актуальным направлением становится развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье с детьми. Совершенствование существующих форм социального обслуживания, развитие новых социальных технологий будет способствовать укреплению социального статуса российской семьи.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов в реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей и семей с детьми.
В области действует ряд областных целевых программ, направленных на социальную поддержку населения, патриотическое воспитание граждан, развитие культуры, профилактику правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризацию массового спорта, обеспечение молодых семей жильем. Их перечень приведен в Приложении N 4 к Программе.
В области выполнялись мероприятия областных целевых программ "Дети Новосибирской области" на период 2001-2003 гг. и 2004-2007 гг., выполнение которых позволило достигнуть положительных изменений и определенной стабильности положения детей в Новосибирской области. Например: снижение в сравнении с 2005 г. младенческой смертности (на 01.01.2006 г. - 9,1 промилле), детской смертности (0,9 промилле). Создана сеть учреждений, предоставляющих услуг детям и семьям с детьми, ликвидирована детская беспризорность, значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, увеличилось число семей, снятых с учета в органах социальной защиты населения.
Ежегодно уменьшается количество самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учреждений.
С 2004 года заметно увеличилось количество детей, проживающих в приемных семьях (2004 г. - 312 человек, 2006 - 691 человек), а количество приемных семей увеличилось со 128 в 2004 году до 345 семей в 2006 году. Кроме того, на 15% процентов увеличилось количество услуг семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания населения. Продолжает развиваться надомное обслуживание детей-инвалидов, что позволяет увеличить число детей данной категории, охваченных реабилитационными услугами. Численность детей, охваченных всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости, ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2006 года 335 тысяч детей, т.е. более половины детского населения области.
Областная целевая программа "Дети Новосибирской области" на 2008-2011 годы является логическим продолжением предыдущих программ, существенным дополнением к действующим областным целевым программам, реализация мероприятий которых позволяет улучшить положение детей и семей с детьми в той или иной области.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных целевых программ, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Новосибирской области подтверждают необходимость и целесообразность продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
Новизна Программы состоит в следующем:
ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности;
осуществление принципа межведомственного и межсекторного партнерства;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами.
3. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей Новосибирской области, поддержки и развития их духовно-нравственного потенциала.
Программа предусматривает решение следующих задач:
охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного материнства;
совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры;
укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг, с учетом их востребованности, на основе современных технологий социальной работы;
разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства;
создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психо-эмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью;
развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах области центров ресурсной поддержки семей;
Абзац 6 раздела 3 утратил силу;
Абзац 7 раздела 3 утратил силу;
профилактика социального сиротства, формирование негативного общественного мнения в отношении семей, не занимающихся воспитанием детей, и родителей, отказывающихся от своих детей;
систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов);
постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы постинтернатной социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, обеспечение права выпускников детских интернатных учреждений на обучение профессиям, востребованным на рынке труда; обеспечение жильем. Развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы методического сопровождения и подготовки кадров, использование опыта регионов Российской Федерации по решению проблемы социального сиротства, развития на территории Новосибирской области системы ранней диагностики и междисциплинарной помощи детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью и их семьям.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Чужих детей не бывает".
Целевые индикаторы:
- младенческая смертность;
Абзац 18 раздела 3 утратил силу;
См. текст абзаца 18 раздела 3
- смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно);
- удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей;
- первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет;
- количество детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
- увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий;
- увеличение количества снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата;
- уменьшение числа отказов от новорожденных детей;
- снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детского населения;
- удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (в общей численности детей, находящихся в социально опасном положении);
- удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи;
- доля детей и подростков, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости.
Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачами указанной подпрограммы являются:
обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;
внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.
Цель подпрограммы "Одаренные дети" - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачами подпрограммы являются:
совершенствование системы работы с одаренными детьми, в том числе на основе инновационных технологий;
выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры.
Подпрограмма "Чужих детей не бывает" обеспечит комплексное решение проблем семей с детьми, социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы "Чужих детей не бывает" являются защита, поддержка и улучшение положения семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; ранняя профилактика детской инвалидности, развитие системы услуг ранней диагностики и междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью, и их родителям, для минимизации существующих отклонений и обеспечения оптимальных условий для развития, социализации и интеграции; развитие семейных форм устройства детей-сирот; эффективная организация отдыха, оздоровления и занятости детей.
В связи со спецификой проблем различных категорий детей, семей с детьми в рамках указанной подпрограммы предусмотрены такие направления, как "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг", "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей".
Задачами направления "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг" являются:
развитие новых технологий и форм социальной работы семей с детьми;
создание условий для разработки и практической реализации социально-значимых программ и проектов в сфере социального обслуживания семей с детьми;
духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, повышение статуса семьи, укрепление семейных связей;
развитие социального партнерства с общественными организациями и пропаганда положительного опыта семейного воспитания через осуществление социально значимых мероприятий;
повышение профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьей и детьми, повышение качества предоставляемых ими социальных услуг.
В рамках направления "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:
развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
защита прав и интересов детей;
разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства;
систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов;
Абзац 49 раздела 3 утратил силу;
См. текст абзаца 49 раздела 3
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
содействие ресурсному обеспечению учреждений дополнительного образования;
создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание системы методического сопровождения и подготовки кадров, использование опыта регионов Российской Федерации по решению проблемы социального сиротства.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих задач:
внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов;
содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов;
создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психо-эмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью;
обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
обеспечение включения детей и подростков с ограниченными возможностями в профессиональную деятельность;
развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах Новосибирской области центров ресурсной поддержки семей;
внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи;
улучшение материального положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, через систему социальных выплат.
В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих задач:
создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также в замещающих семьях;
обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников учреждений интернатного типа, детей из замещающих семей за счет обучения конкурентоспособным профессиям.
Направление "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей" предусматривает^
сохранение и развитие сети детских оздоровительных учреждений, создание лагерей труда и отдыха, временных рабочих мест для детей в возрасте 14-18 лет;
объединение возможностей предприятий, учреждений и организаций в интересах сохранения и рационального использования имеющихся у них детских лагерей, профилакториев, баз отдыха;
развитие различных организованных форм отдыха, оздоровления и занятости детей по месту жительства.
Срок реализации Программы - 2008 - 2011 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
4. Система программных мероприятий
Программа включает следующие подпрограммы:
1. "Здоровое поколение";
2. "Одаренные дети";
3. "Чужих детей не бывает":
3.1. "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг";
3.2. "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
3.3. "Семья с детьми-инвалидами";
3.4. "Дети-сироты";
3.5. "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей";
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение
См. Постановление Правительства Новосибирской области от 14 февраля 2011 г. N 50-п "О Порядке финансирования мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы, в 2011-2012 годах, Порядке предоставления местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы в 2011-2012 годах"
Общая сумма расходов областного бюджета на реализацию Программы составит в 2008 году - 220438,5 тыс. руб., в 2009 году - 116436,1 тыс. руб., в 2010 году - 116933,7 тыс. руб., в 2011 году - 141933,7 тыс. руб.
Исполнение программных мероприятий осуществляется на условиях и в порядке, определяемом министерством социального развития Новосибирской области, в частности, субсидии на условиях софинансирования, на основании предоставляемых отчетов.
Средства межбюджетных трансфертов:
на создание выездных мобильных бригад при комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах области выделяются на условиях софинансирования мероприятий программы Новосибирской области "Чужих детей не бывает";
на организацию отдыха и оздоровления детей распределяются между муниципальными образованиями пропорционально количеству детей в возрасте от 6 до 16 лет, проживающих на соответствующей территории, состоящих на учете в органах социальной защиты населения;
на укрепление материальной базы детских оздоровительных лагерей выделяются в объемах, необходимых для финансирования мероприятий, подлежащих выполнению в 1 полугодии текущего года, в целях исполнения предписаний надзорных органов (Роспотребнадзора по Новосибирской области и Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Новосибирской области).
Абзац 3 раздела 5 исключен.
См. текст абзаца 3 раздела 5
Объемы финансирования из областного бюджета указаны в Приложении N 2 к Программе.
Объемы межбюджетных трансфертов в территориальном разрезе указаны в Приложении N 5 к Программе.
Сводные финансовые затраты указаны в Приложении N 3 к Программе.
В рамках Программы используются внебюджетные средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, полученные в 2009 году в результате конкурсного отбора региональных программ Новосибирской области "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию" в общей сумме 40731,5 тыс. рублей. На 2010 год средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрены в сумме 43335,1 тыс. рублей, на 2011 год - 50151,8 тыс. рублей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
улучшить качественные показатели здоровья и социального положения детей, проживающих на территории Новосибирской области;
повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми и в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства;
обеспечить выявление и поддержку одаренных детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи детям и беременным женщинам, добиться к концу 2011 года улучшения основных показателей, а именно:
снижение показателя младенческой смертности до 8,0 промилле на 1000 родившихся живыми;
Абзац 7 раздела 3 утратил силу;
снижение показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,8 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;
увеличение доли детей I группы здоровья (признанных здоровыми) до 37,8 процентов от общего количества детей;
снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 000 детей до 21.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" получит дальнейшее развитие государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 35 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
Увеличится количество конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей (участие в конкурсных мероприятиях) составит 35 процентов.
Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и турниров, проведенных в рамках указанной подпрограммы, увеличится к концу 2011 года на 25 процентов по сравнению с данными 2007 года.
Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению и адресной поддержке одаренных детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы, направленную на оказание поддержки семьям с детьми, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью укрепления социального статуса семьи, предупреждения социального неблагополучия семей с детьми и профилактики социального сиротства.
В результате выполнения мероприятий подпрограммы предполагается расширить спектр услуг семьям с детьми с оказанием их на ранней стадии неблагополучия, увеличить численность прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации через повышение доступности к получению этих услуг, что создаст условия, обеспечивающие значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних, повысить профессиональную компетентность приемных родителей, создать условия для оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, повысить эффективность системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, обеспечить необходимые условия для их полноценного отдыха.
Осуществление мероприятий по направлению "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг" позволит расширить спектр услуг, оказываемых семьям с детьми (увеличить количество услуг с 7,5 млн. услуг - в 2007 году до 8,0 млн. услуг - в 2011 г); увеличить количество снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата, с 1100 до 1500 семей в год.
Реализация мероприятий в рамках направления "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит к концу 2012 года:
создать службы ранней помощи по предотвращению случаев отказов от новорожденных детей, участковые службы и мобильные бригады в городах и районах Новосибирской области для оказания своевременной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, службы сопровождения замещающих семей и "Школы приемных родителей", службы психологической помощи семьям на базе ЗАГСов;
уменьшить число отказов от новорожденных детей с 212 до 86 в год;
снизить удельный вес несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 2,1 процентов от общей численности детского населения;
увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 30,5 процентов общей численности детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Реализация мероприятий указанной подпрограммы в рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" позволит внедрить новые реабилитационные технологии и обеспечить детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами реабилитации, укрепить материально-техническую базу детских реабилитационных центров, создать сеть служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов, повысить социальную активность семей с детьми данной категории через создание в районах Новосибирской области центров ресурсной поддержки семей с детьми-инвалидами. К концу 2011 года предполагается увеличить:
удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 44,0 процентов общего количества детей-инвалидов.
Выполнение мероприятий указанной подпрограммы в рамках направления "Дети-сироты" позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество.
К концу 2011 года предполагается снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях различной ведомственности на 5% (с 2728 детей в 2007 году до 2600 - в 2011 году), увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, на 92% (с 1250 детей - в 2007 году до 2400 - в 2011 году).
Осуществление программных мероприятий по направлению "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей" будет способствовать увеличению доли детей от 7 до 15 лет, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости, до 96%.
В результате реализации Программы средства областного бюджета будут сэкономлены за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, создания условий для оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, в том числе домах-ребенка, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями.
Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.
Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.
Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в области и повышению качества жизни.
Показатели эффективности
Показатели |
|
Динамика показателей |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
"Здоровое поколение" младенческая смертность; |
промилле |
9,0 |
8,8 |
8,5 |
8,0 |
смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно); |
промилле |
11,2 |
11,0 |
10,9 |
10,8 |
удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей; |
процент |
37 |
37,3 |
37,5 |
37,8 |
первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет |
коэффициент |
23,0 |
22,0 |
21,4 |
21,0 |
"Одаренные дети" |
|
|
|
|
|
количество детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей; |
человек |
11 500 |
13 000 |
13 500 |
14000 |
увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий |
человек |
150 |
160 |
170 |
180 |
"Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг" увеличение количества снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением положения |
семья |
1100 |
1200 |
1000 |
800 |
Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
|
|
|
|
|
снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детского населения; |
процент |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (в общей численности детей, находящихся в социально опасном положении); |
процент |
24,0 |
26,1 |
29,0 |
30,5 |
уменьшение числа отказов от новорожденных детей |
человек |
212 |
170 |
128 |
86 |
"Семья с детьми-инвалидами" удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями |
процент |
35,0 |
40,4 |
43,1 |
44,0 |
"Дети-сироты" количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
человек |
1 900 |
2 100 |
2 300 |
2400 |
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей" доля детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости |
процент |
90 |
94 |
96 |
96 |
7. Система управления реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет министерство социального развития Новосибирской области в установленном порядке.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за исполнением Программы включает:
1) ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Программы;
2) контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
3) контроль за сроками выполнения государственных контрактов (договоров);
4) контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Реализация и финансирование программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативно-правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с поставщиками товаров, работ и услуг.
Программа считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме или достижения целей Программы.
<< Назад |
Приложение >> N 2. Объемы финансирования по подпрограммам |
|
Содержание Постановление двадцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 20 марта 2008 г. N 49 "Об областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.