В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников ОАО "РЖД" при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 мая 2017 г. прилагаемый Регламент действий работников ОАО "РЖД" при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования.
2. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" довести Регламент, утвержденный настоящим распоряжением, до сведения работников и обеспечить его выполнение.
Старший вице-президент ОАО "РЖД" |
В.А. Гапанович |
Настоящий Регламент вводится в действие с 15 мая 2017 г.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 01.04.2017 г. N 610р
Действий работников ОАО "РЖД"
при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования
1. Общие положения
1.1. Область применения
Настоящий Регламент действий работников ОАО "РЖД" при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования (далее - Регламент) определяет последовательность их действий при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций при работе на железнодорожных путях необщего пользования.
Действие настоящего Регламента распространяется на филиалы ОАО "РЖД" и их структурные подразделения.
1.2. Нормативные ссылки
Настоящий Регламент разработан в соответствии с требованиями, установленными следующими нормативными документами:
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ);
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ);
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ);
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ);
стандартом СТО РЖД 15.002-2016 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2016 г. N 2436р (далее - стандарт СТО РЖД 15.002-2016);
Правилами по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2013 г. N 276р (далее - Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД");
Порядком разработки, согласования и утверждения в ОАО "РЖД" инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2013 г. N 2859р;
Методикой по организации Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте и определению факторов рисков по охране труда в дирекциях управления движением, утвержденной 20 декабря 2016 г.
1.3. Термины и определения
В Регламенте используются следующие основные понятия:
железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (статья 2 Федерального закона N 18-ФЗ).
места необщего пользования: Железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта (статья 2 Федерального закона N 18-ФЗ).
железнодорожный транспорт необщего пользования: Совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд (статья 2 Федерального закона N 17-ФЗ).
владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора (статья 2 Федерального закона N 17-ФЗ).
1.4. Порядок внесения изменений
Организацию работ по внесению изменений в Регламент осуществляет Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД".
Изменения, вносимые в Регламент, оформляются в виде дополнений или путем издания новой редакции документа.
Изменения текста указываются в разделе "4. Контроль версий Регламента".
1.5. Общие требования
1.5.1. Статьей 9 Федерального закона N 18-ФЗ установлено, что места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Соответствие мест общего и необщего пользования требованиям настоящей статьи обеспечивается за счет средств их владельцев, специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителей (отправителей) или грузополучателей (получателей), которым предоставлены такие участки.
1.5.2. Статьей 16 Федерального закона N 17-ФЗ определены основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.
Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких железнодорожных путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
1.5.3. Владельцы железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с условиями договора, заключенного между ним и ОАО "РЖД", должны обеспечивать безопасность трудового процесса, осуществляемого на пути необщего пользования, не допускать производство работ в опасных для работника условиях труда.
1.5.4. Согласно требованию пункта 2.1.21. Правил по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД" маневровая работа на ремонтных путях, переданных в ведение других служб, железнодорожных путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия), с соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данного подразделения.
Заезд маневрового локомотива на железнодорожные пути грузовых районов, угольных складов, вагонных и локомотивных депо производится после согласования руководителем маневров с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе, возможности подачи или вывода вагонов. Порядок согласования устанавливается в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции (далее - ТРА) или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
1.5.5. Согласно требованиям статьи 214 ТК РФ в обязанности работников в области охраны труда входит немедленное извещение своего непосредственного
или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или
об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении острого
профессионального заболевания (отравления).
2. Порядок действий работников ОАО "РЖД"
при возникновении аварийных ситуаций или обнаружении ими нарушений, угрожающих их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования
2.1. Порядок действий работников ОАО "РЖД" при производстве маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования
Согласно требованиям Правил по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД" маневровая работа должна производиться в присутствии дежурного работника железнодорожного пути необщего пользования, встречающего маневровый состав в определенном месте, указанном в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
При возникновении аварийной ситуации, обнаружении работниками ОАО "РЖД" (руководителем маневровой работы, машинистом локомотива) нарушений на железнодорожных путях необщего пользования, угрожающих жизни и здоровью людей, работники ОАО "РЖД" должны:
1) принять меры к остановке подвижного состава;
2) поставить в известность всех работников, участвующих в маневровой работе;
3) сообщить об аварийной ситуации, выявленном нарушении представителю (дежурному работнику) железнодорожного пути необщего пользования и работнику железнодорожной станции, ответственному за производство маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования согласно технологической документации (дежурному по железнодорожной станции), с которым согласовать план дальнейших действий;
4) работники железнодорожной станции, ответственные за производство маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования согласно технологической документации (дежурный по железнодорожной станции, руководитель смены), в зависимости от аварийной ситуации, выявленного нарушения должны организовать вывод с железнодорожного пути необщего пользования подвижного состава и/или (при необходимости) всех работников ОАО "РЖД", задействованных в маневровой работе на данном железнодорожном пути необщего пользования;
5) руководитель маневров, согласовав действия с дежурным по железнодорожной станции, должен вывести группу подаваемых вагонов или одиночный локомотив с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожную станцию установленным порядком;
6) по прибытии на железнодорожную станцию руководитель маневров должен сообщить работнику железнодорожной станции, определенному локальным документом структурного подразделения ответственным за проведение первого уровня Комплексной системы оценки состояния охраны труда на предприятии (далее - КСОТ-П), подробную информацию о причинах вывода маневрового состава на железнодорожную станцию с отражением ответственности причастного предприятия (причины, зависящей от грузополучателя (грузоотправителя) или владельца железнодорожного пути необщего пользования) для принятия мер по их устранению и записи информации в "Ведомость несоответствий" КСОТ-П порядком, установленным в структурном подразделении (на железнодорожной станции), и передаче сообщения руководителю железнодорожной станции.
2.2. Порядок действий работников ОАО "РЖД",
находящихся на железнодорожном пути необщего пользования в рамках исполнения должностных обязанностей
При возникновении аварийной ситуации, обнаружении нарушений, угрожающих жизни и здоровью, работники ОАО "РЖД" (приемосдатчик груза и багажа, осмотрщик вагонов и т.д.), находящиеся на железнодорожном пути необщего пользования в рамках исполнения должностных обязанностей, должны:
1) отказаться от выполнения работы (прекратить работу);
2) выйти из опасной зоны;
3) поставить в известность дежурного работника (ответственного) железнодорожного пути необщего пользования и непосредственного руководителя причастного подразделения ОАО "РЖД" (руководителя смены, участка, подразделения), кроме того, уведомить дежурного по железнодорожной станции и согласовать с ним план дальнейших действий;
4) в зависимости от фактических действий работников железнодорожного пути необщего пользования:
при немедленном устранении нарушений - продолжить выполнение должностных обязанностей,
при невозможности оперативно устранить нарушение - вернуться в свое подразделение ОАО "РЖД" установленным порядком.
После возвращения работника на железнодорожную станцию (в свое подразделение) необходимо сообщить дежурному по железнодорожной станции и руководителю смены о подробной причине невыполнения договорных обязательств для принятия мер и производстве записи о нарушениях, выявленных на железнодорожном пути необщего пользования, в "Ведомость несоответствий" КСОТ-П порядком, установленным в структурном подразделении (на железнодорожной станции).
3. Нормативное регулирование устранения нарушений
на железнодорожных путях необщего пользования
3.1. Работодатель, при обнаружении обстоятельств, представляющих потенциальную опасность для работников, или, получив от работников информацию о фактах необеспечения требований безопасности движения и охраны труда на железнодорожном пути необщего пользования (необеспечение освещенности железнодорожных путей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54984-2012, отсутствие обозначения негабаритных и опасных мест, неорганизация очистки железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега, несоответствие сведений, содержащихся в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования фактическим условиям выполняемой работы, в том числе по ответственности за обеспечение безопасных условий труда) обязан принять меры к устранению и (или) остановить работы, потребовать от владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) приведение объектов инфраструктуры в состояние отвечающее требованиям безопасности труда.
3.2. Согласно требованиям пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в установленном порядке имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.
При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт.
На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.
Информирование об устранении неисправностей и возобновление работ на железнодорожном пути необщего пользования производится установленным порядком.
4. Контроль версий Регламента
N |
Номера листов (страниц) |
Всего листов (стр.) в документе |
N документа |
Входящий N сопроводительного документа |
Подпись |
Дата |
|||
Измененных |
Замененных |
Новых |
Аннулированных |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 15 мая 2017 г. вводится Регламент действий работников ОАО "РЖД" при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования.
Предусмотрены общие и специальные требования.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 1 апреля 2017 г. N 610р "Об утверждении регламента действий работников ОАО "РЖД" при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", апрель 2017 г., N 4