Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Нуждается в дополнительном обсуждении редакция проектируемой части 13 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (пункт 1 статьи 1 законопроекта), в которой, по сути, предусматривается новое основание для изъятия земельного участка в случаях признания населенного пункта закрывающимся, упразднения закрытого административно-территориального образования. Во-первых, в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. Таких исключительных случаев ни в Законе Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" (статья 2), ни в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 13.1), ни в Федеральном законе от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не определено. Во-вторых, признание населенного пункта закрывающимся предусмотрено только в Федеральном законе от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", положения которого определены как исключение из случаев, указанной в новой части 13 статьи 32 Кодекса. Возможно, в законопроекте следует предусмотреть упразднение поселений, которое установлено в статье 13.1 Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с этим требуется также редактирование положений подпункта "а" пункта 7, пункта 12, пункта 17 статьи 1 законопроекта.
Законопроектом (подпункт "а" пункта 6 статьи 1) предлагается дополнить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, "оборудованием входов в многоквартирный дом пандусами, дублирующими лестницы, оборудование поручнями лестниц и пандусов на входах в многоквартирный дом". Предлагаем это проектируемое положение соотнести со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (включая жилые объекты). Также следует учитывать, что финансирование на эти цели ежегодно предусматривается в бюджетах всех уровней. На наш взгляд, возложение принятых на себя государством обязательств по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на собственников помещений в многоквартирном доме не представляется возможным также и в части того, что "оборудование пандусами" мало соотносится с ремонтом общего имущества как таковым. Обращаем также внимание, что экономическая целесообразность (нецелесообразность) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Если установлена экономическая нецелесообразность такого ремонта, то жилое помещение признается непригодным для проживания инвалида. При этом следует учитывать, что включая работы по "установлению пандусов" в обязательный перечень работ и (или) услуг по проведению капитального ремонта, такие работы должны будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта даже при их экономической нецелесообразности, а следовательно - без бюджетных средств (статья 190 Кодекса, статья 15 указанного Федерального закона), только за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Законопроектом предлагается детализировать порядок внесения взноса на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений путем внесения изменения в статью 171 Кодекса. Исходя из основных начал жилищного законодательства (статья 1 Кодекса) Кодексом регулируются правоотношения, связанные с определенным объектом - жилыми помещениями. Нежилые помещения как объект гражданских прав не подпадает под действие норм жилищного законодательства. В связи с этим такое разделение порядка оплаты на основе объекта права в положениях Кодекса представляется некорректным.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.