27 октября 2005 г., 29 мая 2008 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую Программу "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы".
2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой Программы "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Опубликовать областную целевую Программу "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы" в газетах "Советская Сибирь", "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 29 мая 2008 г. N 95 в настоящую программу внесены изменения
Программа
(утв. постановлением 30 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г.)
27 октября 2005 г., 29 мая 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы" |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Постановление главы администрации Новосибирской области от 27 декабря 2000 года N 1163 "О разработке проекта областной целевой Программы "Создание механизмов решения социально-экономических проблем молодежи" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Новосибирской области |
Исполнитель Программы |
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель Программы |
Руководитель департамента строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области |
Основные разработчики Программы |
Управление по делам молодежи Новосибирской области; комиссия по молодежной политике Новосибирского областного Совета; комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска; Новосибирское областное агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК); Сибирское отделение союза МЖК России; Новосибирский городской фонд "Жилище"; исполком Новосибирского регионального отделения ВПП "Единая Россия". |
Цели и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели |
Цели: создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей по решению их жилищных вопросов; отработка и практическая реализация механизмов консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов, необходимых для обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области, а также обеспечение доступности приобретения и строительства жилья для молодых семей. Задачи: поддержка инициативы молодежи по обеспечению жильем молодых семей в рамках осуществления региональной молодежной политики; принятие нормативных правовых актов области, обеспечивающих активизацию решения жилищных вопросов молодежи; создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения реализации Программы, в том числе привлечение федеральной финансовой поддержки; пропаганда новых приоритетов поведения молодежи, связанных с укреплением семейных отношений. Важнейшими целевыми показателями Программы являются: количество построенного (приобретенного) жилья для молодых семей; количество молодых семей, получивших бюджетную и внебюджетную поддержку в решении своих жилищных вопросов. |
Сроки реализации Программы. Исполнители основных мероприятий Программы |
Сроки реализации: 2004 - 2011 годы. 1-й этап - 2004 - 2005 годы; 2-й этап - 2006 - 2011 годы. Исполнители основных мероприятий: строительные компании (на конкурсной основе); финансово-кредитные организации (на конкурсной основе); агентство по ипотечному жилищному кредитованию; потребительские жилищные и жилищно-строительные кооперативы (на конкурсной основе); предприятия и организации, заинтересованные в обеспечении жильем своих молодых специалистов; общественные молодежные объединения и организации. |
Объемы финансирования Программы (с расшифровкой по годам и источникам) |
Объем финансирования программы - 4 026,91 млн. рублей Федеральный бюджет - 145000,0 тыс. рублей 2004 г. - 20,00 млн. рублей; 2005 г. - 5,00 млн. рублей; 2006 г. - 20,00 млн. рублей; 2007 г. - 26,00 млн. рублей; 2008 г. - 32,00 млн. рублей; 2009 г. - 36,36 млн. рублей; 2010 г. - 50,00 млн. рублей; 2011 г. - 0 млн. рублей. Областной бюджет - 737,07 млн. рублей 2004 г. - 21,80 млн. рублей; 2005 г. - 21,80 млн. рублей; 2006 г. - 31,80 млн. рублей; 2007 г. - 109,47 млн. рублей; 2008 г. - 130,80 млн. рублей; 2009 г. - 156,80 млн. рублей; 2010 г. - 187,80 млн. рублей; 2011 г. - 76,80 млн. рублей. Местные бюджеты (прогнозный объем на условиях софинансирования) - 199,49 млн. рублей 2004 г. - 0 млн. рублей; 2005 г. - 5,00 млн. рублей; 2006 г. - 10,00 млн. рублей; 2007 г. - 13,59 млн. рублей; 2008 г. - 28,90 млн. рублей; 2009 г. - 40,00 млн. рублей; 2010 г. - 52,00 млн. рублей; 2011 г. - 50,00 млн. рублей. Внебюджетные источники (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 2900,99 млн. рублей. 2004 г. - 576,66 млн. рублей; 2005 г. - 704,16 млн. рублей; 2006 г. - 759,17 млн. рублей; 2007 г. - 173,00 млн. рублей; 2008 г. - 182,00 млн. рублей; 2009 г. - 226,00 млн. рублей; 2010 г. - 280,00 млн. рублей; 2011 г. - 0 млн. рублей. Суммы средств, выделяемые из местного, областного и федерального бюджетов, подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов всех уровней. Изменение объемов финансирования из областного бюджета производится в соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Закона Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Практическая реализация принятых механизмов Программы и обеспечение их финансированием за счет всех источников Программы позволит: 1) улучшить социально-бытовые и жилищные условия 5, 7 тысячам молодых семей (около 20% от общего возможного количества участников Программы), в том числе посредством строительства (приобретения) квартир и отдельно стоящих жилых домов. 2) создать условия для положительных демографических тенденций в Новосибирской области, в том числе обеспечить бюджетной поддержкой на строительство (приобретение) жилья: - не менее 300 молодых семей за счет субсидий молодым семьям при рождении ребенка из средств федерального бюджета; - не менее 1400 молодых семей за счет частичного субсидирования первоначального взноса из средств федерального, областного и местных бюджетов; - не менее 765 молодых семей за счет субсидирования части процентной ставки по кредиту из средств областного бюджета. |
Сумма финансовых затрат на разработку проекта Программы |
Затрат нет |
2. Общие положения
Программа реализуется в соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Программа предполагает взаимодействие уровней власти в рамках реализации федеральных, областных целевых и муниципальных целевых программ с целью объединения бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения молодых семей жильем, в том числе путем строительства жилых комплексов на территории муниципальных образований Новосибирской области.
Основным результатом Программы будет являться практическая реализация принятых механизмов Программы с обеспечением их финансирования за счет всех источников для достижения целей Программы и подпрограммы, а именно - обеспечение жильем молодых семей.
2.1. Объект, предмет регулирования, сфера действия Программы
В целях реализации настоящей Программы объектом признается молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, в возрасте не старше 35 лет, или неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя в возрасте не старше 35 лет и 1 и более детей, зарегистрированная по месту жительства на территории Новосибирской области, соответствующая условиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы".
Предмет регулирования - социально-экономические и общественные отношения в сфере регулирования вопросов обеспечения жильем молодых семей в целях создания механизмов обеспечения доступности строительства и приобретения жилья.
Сфера действия - социально-экономическая.
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе
"Участник Программы" - молодая семья, соответствующая требованиям Программы и претендующая на получение различных форм поддержки при строительстве и приобретении жилья.
"Бюджетная финансовая помощь" ("бюджетная поддержка") - средства федерального бюджета, областного бюджета и средства местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области, предоставляемые участникам Программы при строительстве и приобретении жилья.
"Внебюджетная финансовая помощь" ("внебюджетная поддержка") - средства организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов молодых семей, предоставляемые как на возвратной, так и на безвозвратной основе, средства финансово-кредитных организаций, агентств по ипотечному жилищному кредитованию, паевых фондов потребительских кооперативов и других внебюджетных источников, направляемые на приобретение и строительство жилья для молодых семей.
"Исполнитель Программы" - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
"Уполномоченная компания" - компания, уполномоченная решением государственного заказчика (далее - госзаказчик) или исполнителя Программы для выполнения отдельных функций по реализации мероприятий Программы.
"Исполнители основных мероприятий Программы" - строительные организации, финансово-кредитные организации, агентства по ипотечному жилищному кредитованию, потребительские жилищные и жилищно-строительные кооперативы, общественные молодежные объединения и организации, прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор.
2.3. Нормативно-правовая база
(обоснование разработки Программы)
Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными актами:
- постановление главы администрации Новосибирской области от 27 декабря 2000 года N 1163 "О разработке проекта областной целевой программы "Создание механизмов решения социально-экономических проблем молодежи";
- Постановление правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2002 года N 104).
- Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила);
- Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в Новосибирской области";
- Закон Новосибирской области от 15.10.2007 N 149-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области";
- Постановление администрации Новосибирской области от 25.01.2007 N 8-па "О предоставлении субсидий молодым семьям на приобретение жилья в Новосибирской области";
- Постановление Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008 N 31 "Об утверждении Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области".
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Россия - одна из стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 % по сравнению с 13,4 % в 1990 году.
По оценкам экспертов при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн человек к 2020 году и до 50-55 млн человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет убывать население восточных регионов страны. Если по прогнозу за 2001-2016 годы численность населения России сократится на 7,7 %, то дальневосточного региона - на 12,3 %.
Согласно статистическим данным с 1992 года в Российской Федерации и Новосибирской области наблюдается отрицательный прирост населения. В 2005 году в Новосибирской области он составлял - 5,4 человека на 1000 населения".
Таблица N 1
Естественный прирост населения (на 1000 населения)
в Новосибирской области
Период (год) |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1996 |
1997 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Прирост |
2,2 |
0,7 |
- 1,5 |
- 5,1 |
- 6,1 |
- 5,3 |
- 5,2 |
- 5,4 |
- 4,8 |
-4,5 |
-5,4 |
-4,7 |
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
В результате в области возрастает смертность, падает рождаемость, снижается общая продолжительность жизни, растет количество разводов, а количество браков снижается.
Таблица N 2
Количество браков и разводов (на 1000 населения)
в Новосибирской области
Браки |
12,5 |
10,1 |
10,6 |
8,9 |
7,1 |
7,4 |
5,9 |
6,3 |
7,6 |
7,5 |
7,6 |
7,9 |
8,5 |
Разводы |
1,5 |
3,0 |
4,2 |
3,8 |
4,3 |
4,6 |
3,8 |
3,8 |
6,7 |
6,0 |
4,7 |
4,5 |
5,2 |
По оценкам экспертов количество молодых семей в Новосибирской области, нуждающихся в жилых помещениях и готовых участвовать в предложенных Программой рыночных механизмах ее реализации при поддержке государства, составляет 32,5 тысячи семей, при общем количестве молодых семей, в которых обеспеченность жильем на одного члена семьи менее 7,0 кв. м., - 62,5 тыс.
Существующие до сегодняшнего времени программы решения жилищных проблем базировались на принципах достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы молодежи. Так как доходы ниже прожиточного минимума имеют около 69% молодых семей, ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи не оправдала ожиданий. Задачи по привлечению бюджетных и внебюджетных финансовых средств, сформулированных в программах, оказались не соответствующими масштабу, сложности и остроте жилищной проблемы.
Основной путь улучшения жилищных условий молодых семей в современных условиях видится в создании механизмов, позволяющих на базе консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных ресурсов сделать более доступным процесс приобретения и строительства жилья.
Одним из самых эффективных механизмов консолидации указанных ресурсов является строительство молодежных жилых комплексов (МЖК), в том числе в сельских районах области, с развитой инфраструктурой на основе самофинансирования строительства и содержания жилья при государственной и муниципальной поддержке участников и исполнителей основных мероприятий Программы. При этом средства, предоставляемые молодым семьям из различных источников (как бюджетных, так и внебюджетных), не "распыляются" между разрозненными игроками рынка недвижимости (в основном вторичного), а направляются на строительство комплексного жилья, что стимулирует развитие реального сектора экономики, позволяет оптимизировать затраты на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а также повышает уровень контроля над использованием целевых средств Программы.
Запуск механизма строительства МЖК позволит сделать доступным процесс приобретения жилья для молодых семей при комплексном использовании всех видов ресурсов, а также создаст предпосылки к дальнейшему развитию строительной отрасли Новосибирской области.
В создании обоснованной системы по решению указанной задачи требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обуславливает необходимость применения программных методов.
4. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей по решению их жилищных вопросов для улучшения демографической ситуации в Новосибирской области, а также отработка и практическая реализация механизмов консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов, необходимых для обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области, а также обеспечение доступности приобретения и строительства жилья для молодых семей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) поддержка и стимулирование инициативы молодежи по обеспечению жильем молодых семей в рамках осуществления региональной молодежной политики;
2) формирование системы областных нормативных правовых актов, обеспечивающих активизацию решения жилищных вопросов молодежи;
3) создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения реализации Программы, в том числе привлечение федеральной финансовой поддержки в Новосибирскую область через создание условий консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
4) практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей через законодательное, организационное и финансовое обеспечение Программы, для достижения указанных в настоящей Программе результатов;
5) создание эффективной системы управления реализацией Программы, адекватной социальным масштабам;
6) Привлечение средств населения и предприятий для строительства доступного жилья", изменив последующую нумерацию пунктов;
6) пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений;
7) обеспечение взаимосвязи Программы с подпрограммами федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и другими целевыми программами, например: "Социальное развитие села до 2010 года", программа социально-экономического развития Новосибирской области жилищной направленности и др.
5. Система Программных мероприятий
Система программных мероприятий подразделяется на мероприятия по двум основным направлениям:
1) нормативно-правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей;
2) организационное обеспечение реализации Программы, включая практическую деятельность по улучшению жилищных условий молодых семей.
Перечень программных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1
5.1. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы
Для обеспечения реализации программы необходимо разработать и утвердить следующие нормативные правовые акты:
1. Положение об уполномоченной компании по исполнению областной целевой программы "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы".
2. Положение о порядке формирования очередности молодых семей и определения видов и объемов бюджетной и внебюджетной поддержки.
3. Положение о порядке проведения конкурсов на исполнение основных мероприятий областной целевой программы "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы".
4. Постановление губернатора Новосибирской области о порядке и условиях предоставления государственной поддержки молодым семьям при кредитовании приобретения или строительства жилья в Новосибирской области.
5. Постановление губернатора Новосибирской области о порядке и условиях выделения целевых займов на строительство жилья для молодых семей в Новосибирской области.
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление тридцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г. "Об областной целевой Программе "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 27 от 18 июня 2004 г., в газете "Советская Сибирь" от 30 июня 2004 г. N 125
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление двенадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 24 ноября 2011 г. N 233
Постановление тридцать восьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 29 октября 2009 г. N 199
Постановление тридцать пятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 мая 2009 г. N 99
Постановление двадцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 декабря 2008 г. N 213
Постановление двадцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2008 г. N 156
Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 29 мая 2008 г. N 95
Постановление сорок шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 октября 2005 г.