Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым, а также А.А. Ищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает.
Законопроектом предлагается, начиная с 2018 года, изменить период финансового года с 1 января по 31 декабря на с 1 октября по 30 сентября, установленный статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для повышения уровня исполнения федерального бюджета и эффективности использования бюджетных средств. При этом неясно, к какому финансовому году будет отнесен период с 1 января по 30 сентября 2018 года.
В основном данное предложение обусловлено неудовлетворительным положением в области дорожного строительства и ремонта дорог. По мнению авторов, изменение периода финансового года позволит государственным заказчикам в I квартале завершить все конкурсные процедуры по заключению контрактов с подрядчиками, главным распорядителям довести до государственных заказчиков бюджетные ассигнования, а во II и III кварталах уже приступить к выполнению строительных и ремонтных работ дорожного полотна в наиболее благоприятное для этого время года (весна-лето).
Авторы законопроекта вносят изменения только в Бюджетный кодекс без учета того, что формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации напрямую связано с законодательством о налогах и сборах и бухгалтерском учете.
Так, статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным элементом налогообложения является налоговый период, которым в отношении отдельных видов налогов признается календарный год (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог), что, в свою очередь, влияет на сроки поступления доходов в бюджет и, соответственно, исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В отношении обязательных платежей, формирующих доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отчетным и расчетным периодом также признается календарный год (страховые взносы, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
Кроме того, в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации в обязанности налогоплательщика входит представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
При этом статьей 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря.
Нарушение порядка бюджетного процесса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не может привести к повышению уровня и эффективности федерального бюджета - главной цели законопроекта.
Необходимо отметить, что бюджетным законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрены все необходимые нормы, позволяющие осуществлять эффективное и равномерное финансовое обеспечение расходных обязательств в течение финансового года независимо от дат его начала и окончания.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата не поддерживают данный законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.