Заключение Счетной палаты РФ от 15 декабря 2016 г. N ЗСП-239/03-01
на проект федерального закона N 33144-7 "О внесении изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 33144-7 "О внесении изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 1 декабря 2016 г. N 14).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, уточнен перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение, а также установлено, что расходы на обучение включаются в состав прочих расходов, если обучение осуществляется на основании договора не только с образовательными, но и с научными организациями.
Кроме того, законопроектом предлагается в целях исчисления налога на прибыль организаций включить в расходы на обучение, учитываемые в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с образовательными организациями, в частности, расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемого для обучения, оплата труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках данных договоров.
Указанные расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
По законопроекту полагаем важным отметить, что его реализация может привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах, приложенных к законопроекту, не определены.
Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на обучение работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, в случае если обучение проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.
В случае если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. Если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, то указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
Таким образом, полагаем целесообразным ввести аналогичное требование для налогоплательщика (включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода сумму расходов, осуществленных на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ) в случае если ни один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях и заключивших трудовой договор с налогоплательщиком, не проработал одного года.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.