Заключение Счетной палаты РФ от 27 декабря 2016 г. N ЗСП-248/03-01
на проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 1 декабря 2016 г. N 14).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается дополнить перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходами в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав. Законопроектом установлено, что данная норма применяется в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2017 года и до 1 января 2019 года в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.
Также вносятся изменения в статью 262 Налогового кодекса Российской Федерации в части расширения перечня расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, К данным расходам также будут относиться начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также расходы на страховые взносы.
К затратам, к которым для целей налога на прибыль организаций применяется коэффициент 1,5, предлагается также отнести расходы на приобретение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности по договору отчуждения либо по лицензионному договору, но только в случае их использования в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие может привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом в материалах к законопроекту отсутствуют соответствующие расчеты, в связи с чем произвести оценку выпадающих доходов не представляется возможным,
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить налогоплательщикам, использующим право на применение коэффициента 1,5 к размеру фактических затрат, право не представлять в налоговый орган отчет о выполненных работах в случае, если он размещен в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе. При этом при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случаях непредставления отчета и отсутствия его в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат. При этом законопроектом не урегулирован случай представления налоговой декларации без представления сведений, подтверждающих размещение указанного отчета в информационной системе.
С учетом изложенного из текста законопроекта не ясно, вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в применении коэффициента 1,5 в случае непредставления налогоплательщиком сведений, подтверждающих размещение и идентифицирующих отчет в с соответствующей государственной информационной системе.
Полагаем, что законопроект в этой части требует уточнения.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.